Аспергиллез | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Аспергиллез

Это грибковое заболевание, поражающее органы дыхания птиц. Возбудителями болезни являются плесневые грибы. Ею страдают как домашние, так и дикие птицы с подавленной иммунной системой, чем организм не в силах противостоять грибку Aspergillosus fumigatus, который распространяется со спорами растений и попадает в их организм при вдыхании. Как правило, аспергиллезом заболевают домашние птицы, у которых иммунный баланс нарушен в результате неправильного питания, нарушения режима сезонности и активности. У больных птиц наблюдается крайнее истощение организма, они не могут летать, испытывают перебои с дыханием, их мучает жажда, им трудно ходить. Попытки накормить больную птицу не имеют успеха.  Иногда бывают поражены глаза, и тогда на одном или обоих глазах можно заметить бельмо, что сопровождается расстройством зрения.

При вскрытии таких птиц оказывается, что они отравлены продуктами жизнедеятельности гриба. Все воздухоносные мешки и трахея бывают поражены плесенью.

Заражение аспергиллезом происходит от контакта с больными птицами, а также при наличии спор гриба в воздухе, подстилке и корме. Известно, что эти грибы живут как сапрофиты, но при определенных, благоприятных для развития условиях могут приобрести свойства паразита.

Аспергиллез может протекать остро и хронически. При остром течении болезни хорошо проявляются симптомы, связанные с поражением органов дыхания. Во время вдоха больная птица вытягивает шею и голову вперед, раскрывает клюв, глотает воздух, иногда чихает. Если птицу погонять по клетке, она начинает задыхаться, воздух выходит со свистом и хрипом. У воробьиных, голубиных, хищных и куриных птиц эти признаки проявляются заметнее, чем у гусе образных. При хроническом аспергиллезе симптомы заболевания затушеваны. Если птицу хорошо содержать и обеспечить полноценным питанием, то больная аспергиллезом особь может жить несколько лет. В зависимости от сезона года и условий содержания признаки могут то усиливаться, то затухать, но выздоровление не наступает.

Прижизненный диагноз этой болезни поставить весьма сложно. Симптомы ее сходны с признаками туберкулеза, инфекционного бронхита и микроплазмоза. Однако при вскрытии павшей птицы болезнь определяется почти всегда. В воздухоносных мешках и легких обнаруживаются пленки гриба различного цвета в зависимости от вида плесени.

Эффективных средств и методов лечения аспергиллеза нет. Прежде всего надо устранить погрешности в содержании и кормлении. Если болезнь не запущена, для лечения можно применять аэрозоли из йода, нистанина или моронала. В питьевую воду добавляют йодистый калий из расчета 200 миллиграмма йодистого калия на килограмм массы птицы. Более эффективные методы лечения назначает ветеринарный врач.

Вспышки аспергиллеза, случающиеся время от времени, служат причиной резкого сокращения определенных видов птиц.