Подсемейство ·Тетеревиные - Tetraoninae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подсемейство ·Тетеревиные - Tetraoninae

Подсемейство Тетеревиные - Tetraoninae Vigors, 1825)  (ранее - семейство Tetraonidae) включает средней и крупной величины (вес от 300 г до 4-5 кг) птиц, распространенных в умеренных и северных широтах Европы, Азии, Северной Америки. Ведут наземный или наземно-древесный образ жизни. Оседлы; немногие виды кочующие или перелетные.

От всех остальных курообразных птиц тетеревиные отличаются немногими признаками. Ноздри прикрыты перьями. Цевка оперена полностью или хотя бы в верхней половине. У многих видов в зимнем наряде пальцы оперены (лапа превращается в "лыжу", позволяющую ходить по снегу) или по краям пальцев развиваются роговые выросты - бахромки, которые увеличивают площадь опоры и, возможно, уменьшают скольжение на промерзших ветвях. Обитатели лесов; немногие виды живут в тундре, лесостепи и степи. Лесные виды кормятся на земле и на деревьях (особенно зимой).

У всех видов хорошо проявляется токовое поведение. Гнездо - ямка на земле, скудно выстланная растительной ветошью. В кладке 6-12 яиц. Часть видов моногамы, но насиживает обычно только самка (белая куропатка, рябчик, дикуша и др.); водить выводок могут оба партнера. Другие виды (глухари, тетерева, луговые тетерева) - типичные полигамы, совсем не образующие пар; спаривание проходит на токовище или поблизости от него. Строит гнездо, насиживает кладку и водит выводок только самка.

Вне сезона размножения держатся небольшими группами или стаями, иногда состоящими из нескольких десятков птиц. При опасности убегают или затаиваются. Взлетают неохотно и, пролетев небольшое расстояние, садятся. Преимущественно растительноядны с резкой сезонной сменой питания: летом едят зеленые части растений, ягоды, семена, насекомых, зимой - почки и кору молодых побегов деревьев и кустарников, хвою. Зимой ночуют в снегу.

Семейство тетеревиных объединяет 18 видов, распределяемых между 11 родами.

Род ·Рябчики - Bonasa