Насекомые и членистоногие Мадагаскара | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Насекомые и членистоногие Мадагаскара

Мир насекомых Мадагаскара также очень богат и разнообразен: разноцветные мухи и термиты, саранча, яркие бабочки, гигантские кузнечики-богомолы. Бабочку голиафу — самую большую бабочку в мире — нетрудно принять за птицу.  Здесь встречается самая крупная дневная бабочка в мире - Сатурния комета (размах крыльев достигает 20-22 см), множество ярко окрашенных парусников, ночных бражников, богомолов, палочников, жесткокрылых, распространены только здесь. Она коричневая, с розовым брюшком. А самая красивая в мире бабочка — урания. На ее крыльях переливаются всевозможные краски.

80% видов встречающихся на острове пауков также эндемичны. Разнообразна и специфична фауна диплопод и скорпионов.

Мадагаскарская урания

Мадагаскарская урания - Chrysiridia rhipheus — дневная бабочка из семейства ураний (Uraniidae). Считается одной из самых красивых бабочек в мире. Окраска бабочки очень яркая, с иридисцентными частями на крыльях, которые не имеют пигментов; скорее цвета происходят от оптического вмешательства. Взрослый мотылёк достигает 7—9 см в размахе крыльев.

Урания мадагаскарская была обнаружена на острове Мадагаскар как эндемичный вид. Раньше всего взрослые мотыльки появляются с марта по август, а в более меньшем количестве с октября по декабрь. Самка откладывает примерно 80 яичек на нижнюю сторону листьев растений из рода Omphalea. Гусеница бледно-жёлтого цвета с чёрными точками и красными ногами. Пройдя четыре стадии развития гусеница сооружает кокон из шёлка. В стадии куколки мотылёк проводит 17-23 дня. Урания мадагаскарская разборчива в еде и питается исключительно четырьмя видами растений рода Omphalea. Все растения этого рода токсичны, а гусеница питавшись этими листьями и набирает токсичность которая сохраняется во всех стадиях. Тысячами особями эти мотыльки мигрируют с востока на запад, а позже обратно, за свежим свежей питательной растительностью.

Сатурния мадагаскарская

Argema mittrei Сатурния мадагаскарская - Argema mittrei. Эту ночную красавицу можно увидеть только на Мадагаскаре. Самую длинную бабочку на свете ещё называют бабочкой-кометой: из-за 14-сантиметрового раздвоенного «хвоста». Как и её близких родственников из семейства павлиноглазок, сатурнию мадагаскарскую отличает маленькая втянутая голова (с двоякогребенчатыми усиками у самца), яркая окраска и толстое туловище, покрытое пушистыми волосками. На каждом крыле величиной с ладонь - крупные глазчатые пятна. Павлиноглазки — одни из самых крупных бабочек мира.

Высасывают слёзы

Мадагаскарская ночная бабочка Hemiceratoides hieroglyphica высасывает хоботком слёзы у спящей птицы. Вот такой необычный способ восполнения жидкости у них.Б абочке не мешает даже то, что спящие птицы закрывают глаза с помощью двух век. Просто вместо мягкой и гибкой "соломинки", которой пользуется пьющая слезы моль в других местах, применяет хоботок с крючками и зубцами, напоминающими, как говорит Хильгартнер, "древний гарпун". Ученые еще не знают, "вкалывает" ли насекомое в птичьи глаза обезболивающее, но, так или иначе, моли удается напиться, не тревожа спящих пернатых.

Mecistoptera griseifusa пьёт слёзы крупных африканских животных : антилоп, оленей, крокодилов, которые, по известным причинам, не могут отогнать насекомых от своих глаз.
Гигантский палочник из семейства привиденьевых Phasmoptera — один из представителей разнообразного мира насекомых Мадагаскара.

Моль с 40,5-сантиметровым языком

Наглядным примером соразвития является орхидея под названием Ангрекум полуторафутовый (Angraecum sesquipedale), обнаруженная на Мадагаскаре. Эта орхидея обладает необычной особенностью: её бледный белый цветок формирует узкую шахту глубиной 40,5 сантиметров, на дне которой скапливается нектар. Когда в XIX веке учёные нашли это растение, они терялись в догадках, какое насекомое может работать в этой орхидее "шахтёром". И Чарльз Дарвин тогда предсказал, что это будет разновидность моли с достаточно длинным языком.
В 1903 году, после того, как Дарвин умер, энтомологи действительно там же на Мадагаскаре нашли моль (Xanthopan morgani praedicta) с 40,5-сантиметровым языком.

Цветочный паук

Пауки-убийцы

Обнаружено девять ранее неизвестных разновидностей пауков-убийц, которые охотятся и уничтожают других пауков. Было принято считать, что количество их видов ограничивается дюжиной, теперь же их стало почти в 2 раза больше. Когда-то эти крошечные пауки (их длина около 30 миллиметров) были широко распространены по всему миру, а в настоящее время они обитают на Мадагаскаре, в Австралии и Южной Африке. Насекомые печально известны тем, что не готовят для жертв сети, а наносят удары другим паукам своими острыми, заполненными ядом клыками. У убийц также достаточно длинные шеи, позволяющие атаковать добычу с расстояния. Впрочем, для людей эти насекомые не представляют никакой угрозы.

мадагаскарские пауки Nephila

Мадагаскарский золотой паук-кругопряд Nephila madagascarensis лишь один из 36 видов рода Nephila. Эти пауки водятся в тропиках и известны тем, что плетут крупные золотистые сети, они  имеют такую прочную паутину, что в ней даже птицы запутываются, после чего нефилы приступают к трапезе.

С ядовитыми животными на Мадагаскаре проблема, их совсем мало. И даже скорпионы здесь какие-то миниатюрные.
Nephila komaci 2009-10-21 В ЮАР и на Мадагаскаре обнаружен неизвестный ранее науке вид огромного паука, названного Nephila komaci, самым крупным из известных науке пауков-кругопрядов. Гигантами, впрочем, являются лишь самки. Размах ног у них достигает 12 см. Самцы Nephila komaci по сравнению с ними совсем крошечные.Как утверждают ученые, самки Nephila komaci способны сплести паутину диаметром около метра.