Пересмешка оливковая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Пересмешка оливковая

Пересмешка оливковая, или средиземноморская - Hippolais olivetorum - мелкая птичка, размером с воробья (вместе с хвостом около 15 см). Это осторожная птичка, держащаяся преимущественно в кронах деревьев. Самец выдает свое присутствие пением.

Голос - последовательность громких скрипов и пронзительных криков. Сигнал тревоги - хриплый "керрекекекек". Клюв и ноги крепкие, крылья длинные, лоб скошенный. Половой диморфизм в размере и окраске у средиземноморских пересмешек отсутствует. Примерно каждые две-три секунды птицы дергают хвостом вверх-вниз. Держатся в одиночку или парами. Окраской оперения напоминают бледную пересмешку.

Оливковая пересмешка обитает в южной Хорватии, Албании, Ионических о-вов и Греции с Эгейскими о-вами до Турции, Сирии, северного Израиля и Северного Ирана. Залеты известны в окрестности Валенсии в Испании, Ниццы во Франции, на Лигурийское побережье и окрестности Бари в Англии, в Италии. Зимовки в Эритрее и Абиссинии.
Характер пребывания. Оливковая пересмешка - перелетная птица, зимующая в Южной Африке, где населяет саванны (области с растущими акациями и покрытые кустарником). Отлет на юг начинается в конце июля - начале сентября, прилет на гнездование в начале мая - в апреле.

Обитает на открытых территориям с рассеянными деревьями - оливковые рощи, сады, плантации миндаля и пр.

Гнездо располагает на низких деревьях (маслина, пробковый дуб) или в кустарнике, на высоте 0,5-3 м над землей. Гнездо похоже на глубокую округлую чашу, свитую из травы, тонких веточек, полосок коры и корешков. Лоток выстлан мягкой травой, корешками и конским волосом. В кладке обычно 3-4 яйца. Насиживание яиц длится 12-13 дней. Оперяться птенцы начинают к 13 дням.

На яйца и птенцов иногда охотятся сойки.

Большую часть рациона пересмешки занимают беспозвоночные (например, египетская кобылка - Anacridium aegyptium). Кормится в ветвях деревьев и кустарников, изредка спускаясь на землю. В конце лета в рацион добавляются зерна риса, а осенью - ягоды.

Крыло самцов и самок 85-88.7 мм, хвост 67-74 мм, цевка 22-24 мм, клюв 18-21.2 мм, размах крыльев 24-26 см. 1-е маховое короче кроющих кисти или равно им. 2-е между 3 и 5-м. 3-е самое длинное. Первое маховое коричневое, второе маховое между третьим и пятым, третье маховое самое длинное; у этой формы, как и у всех других, в отличие от пересмешки хвост закруглен - крайние рулевые короче средних.

Взрослая птица в весеннем оперении. Спинная сторона буровато-серая. Беловатая надбровная полоса выражена слабо. Маховые темно-бурые с узкими беловатыми каймами на наружных опахалах и широкими на внутренних. Рулевые темно-бурые. Наружные пары их с беловатыми каймами на внешних опахалах, узкими в их основной половине и расширяющимися от средины пера к его вершине, где образуется широкое белое окаймление. На следующей от края паре рулевых эти конечные окаймления меньших размеров, а на срединных рулевых вовсе не выражены. Нижняя сторона белая, бока с примесью буроватого. Надклювье буровато-рогового цвета, подклювье желтоватое. Ноги сероватые. Радужина бурая. Взрослые птицы в осеннем оперении несколько светлее, а каймы на маховых и рулевых у них более узкие. Молодые птицы тусклее, перья спины с оливковым оттенком.

Ареал вида более 20 000 км2. Численность популяции устойчива - 33-69 000 половозрелых особей.