Подсемейство ·Хомяки – Cricetinae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подсемейство ·Хомяки – Cricetinae

Подсемейство Хомяки – Cricetinae

Подсемейство Хомяки – Cricetinae включает небольших, плотно сложенных грызунов с короткими конечностями, маленькими ушами и короткими хвостами. Длина тела варьируется от 5 до 34 см, хвоста от 0,7 до 10 см. Самки у некоторых видов крупнее самцов. Окраска густого меха на спине от пепельно- или буровато-серой до тёмной коричнево-охристой; на животе — чёрная, белая или серая. Иногда вдоль спины проходит чёрная полоса. Имеются очень развитые защёчные мешки.

Обитатели Палеарктики; водятся в Центральной и Восточной Европе, Малой Азии, Сирии, Иране, Сибири, Монголии, северном Китае и Корее. Хомяки обитают преимущественно в открытых засушливых ландшафтах — лесостепях, степях, полупустынях и пустынях; в горах встречаются на высоте до 3600 метров. Населяют и антропогенные ландшафты — поля, сады.

Это наземные животные; некоторые виды неплохо плавают, набирая в защёчные мешки воздух. Живут одиночно, роют сложные норы. В настоящую зимнюю спячку не впадают, но могут впадать в продолжительное оцепенение. Питаются растительной и животной пищей, преимущественно семенами. Многие виды делают запасы корма, иногда до 90 кг (например, обыкновенный хомяк).

Хомяки очень плодовиты, приносят в год 2-4 помёта. Беременность длится 15-22 дня. В помёте от 1 до 18 детёнышей, которые достигают половой зрелости уже на 6-8 неделю. Продолжительность жизни в природе 1-3 года, в неволе - около 4 года. На хомяков охотятся многочисленные хищники, включая красного и чёрного коршуна, канюка, малого подорлика, лисицу, горностая и барсука. На молодняк нападают пустельги, серые цапли, чёрные вороны, грачи.

Классификация

Это небольшое подсемейство включает 19 видов, относящихся к 6 (7) родам:

Подсемейство Cricetinae
        Род Средние хомяки (Mesocricetus)
            Сирийский хомячок (Mesocricetus auratus) популярен в качестве домашнего животного,
            Хомяк Брандта (Mesocricetus brandti),
            Хомяк Радде (Mesocricetus raddei),
            Хомяк Ньютона (Mesocricetus newtoni),
        Род Мохноногие хомячки (Phodopus)
            Джунгарский хомячок (Phodopus sungorus),
            Хомячок Кэмпбелла (Phodopus campbelli),
            Хомячок Роборовского (Phodopus roborovskii),
        Род Cricetus
            Обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus),
        Род Серые хомячки (Cricetulus)
            Короткохвостый хомячок (Cricetulus alticola),
            Барабинский хомячок (Cricetulus barabensis),
            Тибетский хомячок (Cricetulus kamensis),
            Длиннохвостый хомячок (Cricetulus longicaudatus),
            Серый хомячок (Cricetulus migratorius),
            Хомячок Соколова (Cricetulus sokolovi)
        Род Эверсмановы хомячки (Allocricetulus)
            Монгольский хомячок (Allocricetulus curtatus),
            Хомячок Эверсмана (Allocricetulus eversmanni)
        Род Cansumys
            Канский хомяк (Cansumys canus)
        Род Tscherskia
            Крысовидный хомячок (Tscherskia triton)

Некоторые виды наносят серьёзный вред сельскому хозяйству, поедая бобовые и зерновые культуры. Являются естественным резервуаром возбудителей ряда инфекционных заболеваний. Шкурки некоторых видов заготавливаются. Хомяки используются как лабораторные животные и содержатся в неволе как домашние животные.

В список Международной Красной книги занесены сирийский хомячок (Mesocricetus auratus) и хомячок Ньютона (Mesocricetus newtoni).

В России водятся 12 видов хомяков, относящихся к 6 родам: крысовидные хомячки (Tscherskia), серые хомячки (Cricetulus), мохноногие хомячки (Phodopus), средние хомяки (Mesocricetus), настоящие хомяки (Cricetus), эверсманновы хомячки (Allocricetulus).

Дома обычно держат сирийских, джунгарских, хомяков кэмпбелла и роборовских хомяков. Сирийские хомяки отличаются наиболее разнообразным количеством окрасов, рисунков и типов шерсти. Длинношёрстных сирийских самцов очень часто ошибочно называют «ангорскими». Размеры сирийских хомяков могут достигать 18 см, масса — от 110—120 до 220 граммов и иногда даже больше. У представителей карликовых видов (мохноногих) густой мех покрывает не только тело, но и подошвы. Размеры зверьков не превышают 10 см в длину, тогда как масса редко превосходит 50 граммов.

При выборе хомячка важно учитывать, что стайками живут только хомячки Роборовского, остальные же виды хомячков — одиночные. При содержании вместе сирийских хомячков, даже разнополых, возникают драки. Они могут привести к смерти более слабого из хомячков. При содержании разнополых сирийских, хомячков Кэмпбелла или джунгарских хомячков (даже из одного помета) вместе, самка будет рожать слишком часто, это серьезно навредит ее здоровью и сократит ее жизнь. Также беременная или родившая самка может убить или ранить самца, защищая детей.

При вязке нужно обязательно учитывать, чтобы возраст обоих зверьков был более 4 месяцев и возраст самки не более 1 года для рожавшей и не более 9 месяцев для нерожавшей (иначе роды сильно навредят ее здоровью, у самки также может не появиться молоко для кормления хомячат, отсутствовать материнские инстинкты). Хомячков сводят на нейтральной территории или в клетке самца в день течки у самки. Течка у самок бывает всего несколько часов в любое время суток, через каждые 4 дня. Во время течки самка сирийского хомячка замирает и поднимает хвостик при поглаживании по спинке.

Беременность у сирийских хомячков длится 16—17 дней, у карликовых — 18—20 дней. Хомячат в возрасте 4 недель отсаживают от самки и разделяют на мальчиков и девочек, так как хомячата могут спариваться уже в этом возрасте. Отдают хомячат в возрасте 5-и недель.

Клетка для хомячка должна быть не менее 50 на 30 см.(Этажность не важна) В клетке должно быть колесо со сплошной беговой поверхностью (от 18 см в диаметре для сирийских хомячков, от 14 см — для карликовых хомячков). В связи с различными мутациями, домашние хомячки отличаются разнообразием окрасов. Существуют даже длинношерстные и кудрявые (рексовые) хомячки.

Слово «хомяк» произошло от др.-русск. хомѣкы, ст.-слав. хомѣсторъ. Славянские языки, вероятно, заимствовали его из древнеиранского; родственное слово — авестийское hamaēstar, «враг, повергающий на землю» (имеется в виду, что хомяк нагибает стебли злаков к земле, чтобы достать семена)[3]. Д.-в.-н hamustro (откуда произошли современные англ. hamster и нем. Hamster) вероятно заимствовано из старославянского.

Власти Вьетнама запретили содержание хомяков, справедливо считая их разносчиками опасных заболеваний — причиной таким мерам послужил массовый ввоз животных, не прошедших ветеринарный контроль, из-за границы, который был связан с наступлением по восточному календарю года Крысы и повышением спроса на мелких грызунов. Максимальный штраф за нарушение запрета составляет 30 миллионов донгов (что составляет около 57 000 рублей) и сопоставим с годовым доходом жителя этой страны.

Из культуры клеток яичника китайского хомячка изготавливают Ребиф — препарат для патогенетического лечения рассеянного склероза, также из него изготавливается Алемтузумаб, который используется для лечения хронического лимфолейкоза, а в 2011 году планируется допуск для использования в РФ для лечения рассеянного склероза, так как этот препарат показал отличный результат при испытаниях.

Для того, чтобы определить пол у хомячка, его нужно приподнять за загривок. В этом случае он вытянется и расставит задние лапки. Так легче установить расстояние между половыми органами хомячков. Другой вариант — обхватить пальцами под лапками и положить хомяка на ладонь — это не доставит неприятных ощущений хомяку.

Расстояние у самок между генитальным (влагалищным) и анальным (заднего прохода) отверстиями приблизительно 3 мм. У самцов расстояние между половым членом и анальным отверстием приблизительно 1—1,5 см.

Род Настоящие ·хомяки – Cricetus