Род Голубые ·ара - Cyanopsitta | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Голубые ·ара - Cyanopsitta

Род Голубые ара

Cyanopsitta spixii Род Голубые ара - Cyanopsitta - монотипичен. Единственный предстаивтель - Ара Спикса, или малый голубой - Cyanopsitta spixii, очень редкий вид.

Длина тела голубого ара 55-57 см; вес 400 г. Окраска оперения блёкло-голубая. Голова светлее, серее. Грудь и живот — цвета морской волны. Голая зона лица (от надклювья до глаза) серая, тёмная. Лоб и ушки светлее основного цвета головы. Крылья, более голубые, чем всё тело. Клюв чёрный. Радужка желтоватая. Лапы серые. У молодых особей радужка тёмная, надклювье цвета кости с чёрными боками, хвост короче.

Голубой ара обитает в Бразилии (между реками Парнаива и Сан Франсиску). Населяет равнины с колючими кустарниками и одинокими высокими деревьями или посадками, пальмовые рощи, лесопосадки вдоль берегов рек.

Гнёзда устраивает в дуплах старых деревьев, выбирая самые большие дупла. Самка откладывает яйца с интервалом в два дня. В кладке 2-3 яйца. Насиживание продолжается 24-26 дней, насиживает яйца только самка. Самец кормит самку и охраняет гнездо, ночует он вне гнезда. Птенцов кормят оба родителя. Оперяются птенцы около 4 месяцев, но еще три последующих месяца их кормят родители.

В дикой природе нет оставшихся особей. Последний живущий в дикой природе самец исчез в 2000 году. До этого в середине 1990-х годов предпринимались попытки внедрения особи самки из частной коллекции, но эта птица погибла. Причина исчезновения: отлов, африканские пчёлы, которые заняли все пригодные в этой зоне для гнездования дупла, вырубка и пропадание излюбленных деревьев Tabebuia caraiba. Эта птица использует один и тот же путь полёта годами, что облегчало работу браконьеров. Остаётся надежда что хоть небольшая популяция этих птиц остаётся выжившей в дикой природе ещё необнаруженная людьми. Если таковых не окажется, единственной надеждой этого вида останутся птицы, содержащиеся в частных коллекциях. По задекларированным данным в частных коллекциях к концу ХХ века проживало около 60 особей. Однако существует опасность не размножения большей части этих птиц, так как особи могут быть очень близкими родственниками. Сейчас действует программа по внедрению вылупившихся птенцов в дикую природу и их защита от браконьеров. Кроме того, чтобы купить эту птицу, владелец должен гарантированно иметь хорошо обустроенные вольеры и сотрудничать с программой защиты Ара Спикса (CPRAA).