Аллигатор щучий | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Аллигатор щучий

Щучий аллигатор

Щучий аллигатор - Alligator mississippiensis - более крупный из двух существующих видов аллигаторов, средняя длина самца составляет 4-4,5 м, самки - свыше 3 м, встречались особи свыше 5 м и даже до 6,3 м, массой в полтонны, убитые в XIX и XX  вв.(сведения неподтвержденные, вызывающие сомнение). Мощное оружие аллигатора - мускулистый плоский хвост. Кожа по бокам имеет костяные пластины. Как  все собственно аллигаторы, имеет костную перегородку в обонятельной полости, а костный брюшной панцирь отсутствует. Лапы короткие, передние - пятипалые, задние - четырехпалые. Между пальцами передних ног имеет перепонку. Морда длинная и широкая, что характерно для вида (ширина ее несколько различна у представителей разных популяций), у животных, содержащихся в неволе, морда шире, чем у их диких сородичей из-за особенностей питания. Ноздри расположены на конце морды, это позволяет животному дышать в то время, как все его тело находится под водой.

Молодые аллигаторы имеют яркие желтые полосы на хвосте, у взрослых - такие полосы имеют темный цвет. Когда пасть закрыта, край верхней челюсти перекрывает зубы нижней челюсти, при этом нижние зубы входят в углубления верхней челюсти. Большой четвертый зуб нижней челюсти входит в углубление на нижней челюсти и при закрытой пасти остается невидим. Это строение зубов характерно для аллигаторов и не встречается у крокодилов и гавиала, у которых нижние зубы входят в углубления снаружи верхней челюсти.
Молодые аллигаторы являются уменьшенной копией своих родителей, отличаясь от них яркими желтыми перекрещивающимися полосами на черном фоне, что служит для них хорошей маскировкой.

Аллигаторы западных популяций, которые исторически изолированы от восточных популяций, имеют белые линии-обводки вокруг челюстей, окрас тела и хвоста у них более светлый. У старых особей желтые полосы выцветают и превращаются в оливково-бурые и черные, хотя области кожи вокруг челюсти, на шее и брюхе остаются кремово-белыми. Вентральная область светлая с черными вкраплениями. На брюхе чешуя усилена костяными пластинами, ширина которых различна у особей разных популяций. Цвет глаз оливковый, зеленый, но возможны и другие окрасы.

Взрослые аллигаторы, живущие в природе, бывают двух типов: длинные и тонкие, короткие и широкие. Эти отличия в сложении объясняются особенностями питания, климата и другими факторами. Прежде аллигатор встречался в огромных количествах в болотах, реках и озёрах юго-восточной части Северной Америки, теперь обитает лишь к югу от Виргинии и Северной Каролины до Рио Гранде (Техас), в штатах Алабама, Арканзас, Северная и Южная Каролина, Флорида, Джорджия, Луизиана, Миссиссиппи, Оклахома, Техас, особенно многочисленна популяция, обитающая в болотах Флориды.

Аллигаторы - хищники, питаются рыбой, черепахами, змеями, иногда - мелкими млекопитающими. Молодые животные питаются преимущественно водяными насекомыми, ракообразными, мелкой рыбой и лягушками. По мере того, как они увеличиваются в размерах, их рацион пополняется крупной добычей. Они нападают на любых животных, как водяных, так и наземных, которые обитают в пределах их владений, однако основу их рациона составляет рыба, черепахи, относительно небольшие млекопитающие, птицы и рептилии, в том числе и мелкие аллигаторы. Взрослые аллигаторы, как правило, охотятся в воде, кусая мелкую добычу и заглатывая ее целиком. Крупную добычу они топят под водой, потом разрывают на куски. Если им попадается падаль, они ею не пренебрегают, при условии, если они голодны. В тех местах, где аллигаторы соседствуют с людьми, их добычей становятся некрупные собаки и другие домашние животные.

На людей аллигаторы нападают крайне редко, да и то при условии, если их провоцировали или же они спутали ребенка с какой-либо мелкой добычей. В тех местах, где люди кормят аллигаторов, эти рептилии особенно опасны, потому что их приучают к агрессивному преследованию человека в надежде получить пищу. Если аллигатора оставить в покое, он уползет от человека.

Охотничье поведение аллигатора зависит от температуры воды, и температура ниже 20 и до 23°C способствует его активности.

Самцы достигают половой зрелости при длине тела 3,1 м, что происходит в возрасте 10-12 лет. Самки начинают размножаться раньше - при длине тела  1,8  м. Брачный период начинается в апреле, спаривание - в начале мая, когда температура воды заметно повышается. Сроки могут быть сдвинуты: чем дальше на юг, тем  этот период начинается раньше, в северных районах при недостаточном нагреве воды размножения может и не быть. Самцы дают о себе знать всеми возможными способами: они кружат по свой территории, раскачивают головой, пуская волны по воде, оставляют пахнущие метки из мускусных желез, которые у них находятся под подбородком и у клоаки, самцы ревом призывают самку и отгоняют соперников. Об успехе ухаживания свидетельствует ритуал, при котором пара рептилий сцепляется челюстями, или же почесывает друг друге спину.

Спариваются аллигаторы ночью на отмелях, самец кружит вокруг самки, хватает ее зубами и взбирается на нее, сам процесс спаривания длится несколько часов. После спаривания самка строит гнездо из растительного материала, обычно это свежесорванная трава вперемешку с глиной. Обычно постройка гнезда приурочена к началу лета, когда тепло и сыро. Гнездо может находиться на берегу реки или же среди растительности, его назначение - приподнять яйца выше уровня воды, чтобы уменьшить риск затопления. В случае наводнения и затопления кладка гибнет в течение 12 часов после погружения в воду.

Готовое гнездо аллигатора имеет в высоту более 1 м и в диаметре вдвое больше. Часто самки делают гнезда в одних и тех же местах из года в год. Иногда самки по каким-то причинам разрывают уже готовое гнездо и бросают его, а другие самки охотно их занимают. При помощи задних лап, самка роет углубление конической формы («аллигаторову дыру») в горе из растительности, смешанной с глиной. В  конце июня - начале июля самка делает кладку из 20-50 яиц (обычно 40-45). Некоторые самки могут откладывать до 88 яиц! Кладку они прячут под слоем растительности, и весь срок инкубации, который продолжается 65 дней и зависит от температуры воздуха, самки передними и задними лапами сгребают на гнездо траву и листья. Самки находятся вблизи гнезда, проводя время на отмели или же в укрытии, в случае опасности, которая грозит кладке, они выходят к гнезду и обороняют его.

К концу августа новорожденные крокодильчики тонким писком подают о себе знать из яйца. Услышав их крики, мать отгребает с гнезда «одеяло» из растений, работая передними лапами и челюстями, ее помощь немаловажна, поскольку к этому времени глина, связывающая растительную основу гнезда, затвердевает, и расколоть ее нелегко. В том случае, когда она не успевает помочь, детеныши погибают. Молодые аллигаторы, вылупившиеся из яйца, имеют размер 15-20 см. Самка переносит потомство к воде, захватывая челюстями по 8-10 детенышей и подстилая язык, в который она их сажает, как в сумку. Очутившись в воде, она открывает челюсти и трясет головой, призывая молодых выплывать в воду.

Новорожденные держатся небольшими группами, к которым могут присоединиться детеныши других самок, молодые в течение года держатся вблизи матери, иногда мать и потомство не расстаются два-три года. Все это время они зимуют в одном водоеме. Несмотря на материнскую опеку 80 % всей молоди становятся жертвами крупных рыб, птиц и енотов. К другим естественным врагам относятся хищные кошки, выдры, змеи, крупные аллигаторы.

Среди крупных самцов аллигаторов обычны случаи каннибализма, что не характерно для крокодилов. Первые годы самки обороняют свое потомство, быстро реагируя на крики тревоги. Молодые растут очень быстро, с каждым годом они прибавляют в длину по 20 см и по 0,5 кг массы. Половозрелыми аллигаторы становятся на шестом году жизни. По достижении длины свыше 2 м аллигаторы уже сами представляют угрозу для своих недавних преследователей, и им никто не угрожает, кроме человека.

Самки, как правило, обитают в пределах небольшого ареала с источником пресной воды, причем они предпочитают медленно текущую воду озер, болот; самцы претендуют на территорию более, чем 2 кв. мили. Водоемы с соленой водой они не могут переносить длительное время, обычно они встречаются в прибрежных водах вблизи мангровых болот. Во время брачного сезона самки и самцы могут перемещаться в пределах территории, больше, чем обычно. Молодые аллигаторы остаются в том месте, где они родились, но через два-три года они покидают эти места в поисках новых охотничьих угодий, иногда их вытесняют другие, более крупные аллигаторы.

Интересно, что аллигаторы не впадают в продолжительную спячку,  но могут засыпать на время холодов. При помощи морды и хвоста они роют нору на берегу водоема, часть которой находится выше уровня воды. Рытье нор происходит во время сухого сезона. Нора имеет вид связанных между собой тоннелей, длина которых может достигать 36 м. Когда нора высыхает, аллигатор отправляется на поиски другого источника пресной воды. В норах аллигаторы спят и пережидают холода, однако короткое время могут пережидать отрицательные температуры на поверхности земли. В тех местах, где уровень рек повышается, аллигаторы закапываются в жидкую грязь. Часто аллигаторы селятся вблизи поселения человека, тогда их встречают на дорогах, в пригородах и даже в бассейнах, где они прячутся во время засухи.

На аллигаторов охотятся из-за их кожи, реже - из-за мяса. В настоящее время развита многомиллионная индустрия по выращиванию крокодилов на фермах (в Арканзасе и Калифорнии). Во Флориде их разводят в качестве достопримечательности для туристов, которые приезжают покормить аллигаторов. Здесь сосредоточена самая крупная популяции аллигаторов, и с 1973 по 1990 случилось 5 смертельных случаев в результате нападения аллигаторов на людей. Жертвами аллигаторов становятся также собаки и другие домашние животные.

Щучьи аллигаторы (их еще называют «американскими аллигаторами») изучены очень хорошо, и вышло много литературы по их биологии и поведению. В начале ХХ века популяциям аллигатора был нанесен большой ущерб (особенно в Луизиане и Флориде), и успех в сохранении этого вида был достигнут благодаря программам по разведению их в неволе и использованию в качестве достопримечательности для туристов. В настоящее время существуют стабильные популяции, которые насчитывают свыше миллиона особей. Они уже исключены из Красной книги IUCN, но занесены в Приложение II конвенции CITES для того, что не возникало путаницы в торговле редкими видами крокодильих, которых  легко спутать с аллигаторами.

Аллигаторы хорошо переносят неволю, и существует программа по их выращиванию в промышленных целей в рамках этой программы работают свыше 150 ферм в Флориде, Луизиане и Техасе. При этом определенный процент молодняка (17% в Луизиане) возвращается в природную среду. Аллигаторы интродуцированы в ряде штатов (Арканзас, Миссиссиппи), где они были раньше истреблены.

Аллигаторы являются важной частью экосистемы, некоторые виды черепах (Chrysemys nelsoni) используют гнезда старых аллигаторов для собственной кладки (вышеупомянутая краснобрюхая черепаха откладывает в такое гнездо свыше 200 яиц).

По материалам сайтов http://animaldiversity.ummz.umich.edu/ и http://www.flmnh.ufl.edu/.