Удивительное создание природы: утконос | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Удивительное создание природы: утконос

Зверь номер один

Описание удивительных животных начнем со зверя номер один. Во всех классификациях и энциклопедиях утконос - Ornithorhynchus anatinus - открывает список млекопитающих. Он же - самый странный зверь, из живущих сейчас на Земле.

Утконос населяет берега небольших рек и стоячих водоёмов Восточной Австралии на обширном ареале от холодных плато Тасмании и Австралийских Альп до тропических дождевых лесов прибрежного Квинсленда. На севере его ареал доходит до полуострова Кейп-Йорк (Куктаун). О распространении утконоса внутри материка известно меньше. Видимо, он полностью исчез в Южной Австралии (кроме о. Кенгуру) и на большей части бассейна рек Муррей-Дарлинг.

См. видео про заплыв утконоса

Хвост как у бобра

Длина утконоса около 60 см, из которых около 14 см приходятся на хвост. Хвост его напоминает хвост бобра - плоский, широкий и резко усеченный на конце, где сидят длинные волосы. У более старых животных он снизу совершенно голый или по крайней мере покрыт только редкими, грубыми волосами; у молодых утконосов он покрыт шерстью, так что волосы на нижней стороне хвоста стираются, вероятно, лишь с течением времени. Функции хвоста достаточно разнообразны, и к ним добавляется специфичная для этого вида. Клюв позволяет утконосу ориентироваться под водой, когда его глаза и уши закрыты. Когда самка уединяется в вырытой заранее норе, вход в которую замуровывает одной или несколькими земляными пробками толщиной до 15 – 20 сантиметров, для землестроительных работ она использует свой хвост. Такое вот удивительное создание утконос - Ornithorhynchus anatinus.

Морда утконоса

Голова утконоса довольно плоская, маленькая и настолько резко отличается своим широким утиным клювом от головы других млекопитающих, что ставит утконоса особняком. На самом деле, клюв утконоса – это морда, покрытая богатой нервными окончаниями кожицей. Нос животного представляет собой осязательный орган, также служащий для добывания пищи. Вот уж кто, в прямом смысле этого выражения, «землю роет»! Чуткий нос-клюв ощупывает каждый камушек, каждую веточку, упавшую на дно водоёма. Очень похоже на поведение насекомоядных: бурозубок и прочих ёжиков. Эта суетливость, с одной стороны, свидетельствует о том, что хозяин более полагается на «ощупь», чем на глаза, с другой, что он всегда хочет есть.

Клюв как у утки

Поговорим про клюв утконоса подробнее. Итак, есть у утконоса клюв, но не роговой, а мягкий - гибкая кожа, натянутая на две дугообразные косточки. Обе челюсти вытянуты и сплошь одеты роговой кожей, которая продолжается назад в виде своеобразной оторочки. Челюсти имеют у взрослого животного лишь по четыре роговых зуба. Передние зубы длинные, узкие и острые, между тем как задние, коренные, — широкие и плоские. Вместо этих роговых зубов молодой утконос, не достигший трети или половины величины взрослого животного, имеет восемь настоящих зубов, похожих на плоские, неправильно округленные блюдечки и усаженных по краю крупными и мелкими бугорками. Эти лишь недавно открытые настоящие зубы напоминают зубы мелких млекопитающих юрского периода. После того как они совершенно сотрутся и выпадут, их заменяют вышеописанные образования, состоящие из ороговевшей слизистой оболочки полости рта. Ноздри лежат на верхней стороне клюва около конца, а маленькие глаза — высоко на голове; ушные отверстия, которые могут закрываться, расположены близко от наружного угла глаза.

Десять часов под водой

В воде утконосы проводят много времени, так как им надо много пищи, на что уходит 10 часов. но другие считают, что в среднем на охоту они тратят по два часа в сутки во время приёма пищи – рано утром и по наступлению сумерек. Кормится утконос мелкими водными животными: ракообразными, моллюсками и червями. Под водой животным помогает ориентироваться осязание. Считается, что утконосы - единственные млекопитающие, которые используют электролокацию. Они определяют местоположение своей добычи, определяя электрополе, которое генерирует жертва мускульными сокращениями. Электролокация утконоса - самая чувствительная из всех яйцекладущих. Утконос предпочитает температуру воды 25—29,9°С; в солоноватой воде не встречается.

Утка не зевает, а утконос - да

Забавно видеть, как утконосы зевают или потягиваются. Они вытягивали при этом передние лапы и растягивали, насколько возможно, плавательную перепонку. Хотя это было совершенно естественно, но все же казалось крайне смешным, так как мы не привыкли видеть, чтобы утка зевала. Обитая дома у человека, каким образом они попадали на книжный шкаф или на другую какую-нибудь мебель. Наконец я увидел, как они прижимались спиной к стене, упирались ногами в шкаф и таким образом быстро взбирались наверх благодаря своим сильным спинным мускулам и острым когтям.

Перепонки как у выдры

Лапы утконоса имеют перепонки, как у водоплавающих птиц. Они помогают ему перемещаться под водой, но способны складываться, когда животное передвигается по суше или роет нору. Еще одной уникальной чертой утконосов является их ядовитость. У молодых утконосов обоих полов на задних ногах находятся зачатки роговых шпор. У самок к годовалому возрасту они отваливаются, а у самцов продолжают расти, достигая к моменту полового созревания 1,2—1,5 см длины. Каждая шпора связана протоком с бедренной железой, которая во время брачного сезона вырабатывает сложный «коктейль» из ядов. Самцы используют шпоры во время брачных поединков. Яд утконоса может убить динго или иное некрупное животное. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль, а на месте укола развивается отёк, который постепенно распространяется на всю конечность. Болевые ощущения (гипералгезия) могут продолжаться много дней или даже месяцев. Одна из составляющих яда действует непосредственно на ноциоцепторы, болевые рецепторы, вызывая дикую боль. Которую не снимает даже морфин, спасает только новокаиновая блокада. Так что хватать утконоса за задние лапы не стоит.

Утконос держится вблизи воды

Обитает утконос по берегам водоёмов. Убежищем ему служит короткая прямая нора (длиной до 10 м), с двумя входами и внутренней камерой. Один вход подводный, другой расположен в 1,2— 3,6 м над уровнем воды, под корнями деревьев или в зарослях.

Не может долго оставаться в глубокой воде

Утконос не может долго оставаться живым в воде. Когда одного из них посадили только на 15 минут в глубокую воду, так что он не мог найти мелкого места, то вынули его уже совершенно истомленным, еле живым.

Норы утконоса

По берегам водоема утконосы роют глубокие норы с двумя длинными узкими коридорами, ведущими под воду. Утконос всегда роет себе очень узкие норы, для того чтобы по пути в «спальню» отжимать лишнюю влагу с шерсти. Если же зверек останется мокрым, тогда он может простудиться и даже умереть. Такое вот удивительное создание утконос - Ornithorhynchus anatinus. Ущерб популяции утконоса нанесли завезённые колонистами кролики, которые, роя норы, беспокоили утконосов, заставляя их покидать обжитые места.

Размножение утконоса

Самка откладывает 1-3 яйца в мягкой белой скорлупе и высиживает их. Причем все время высиживания она остается в своей норе, которую предварительно старательно замуровывает, и только нестерпимый голод может заставить ее ненадолго покинуть гнездо. Детёныши утконоса рождаются голыми и слепыми, длиной примерно 2,5 см. Самка, лежа на спине, перемещает их к себе на брюхо. Выводковой сумки у неё нет. Когда детеныши вылупляются из яиц, мать кормит их молоком, которое выделяется из особых расширенных пор и стекает по ее шерсти, малыши же не сосут, а слизывают вкусные капли. Мать покидает потомство только на краткое время, чтобы покормиться и высушить шкуру; уходя, она закупоривает вход почвой. Глаза у детёнышей открываются на 11 неделе. Молочное вскармливание продолжается до 4 месяца; в 17 недель детёныши начинают выходить из норы на охоту. Половой зрелости молодые утконосы достигают в возрасте 1 года. В 2004 г. учёные из Австралийского национального университета в Канберре обнаружили, что утконос имеет 10 половых хромосом, а не две (XY), как большинство млекопитающих. По генетическому составу часть этих хромосом близка к половым хромосомам млекопитающих, а часть — птиц. В мае 2008 года было объявлено, что расшифрован геном утконоса.

Утконос в яйце

Самка откладывает яйца и яичник у нее, как у птиц, функционирует всего один, левый. Но яйца кожистые и липкие, как у рептилий. Молочные железы тоже есть. Причем сперва доказали, что утконос - млекопитающее, и лишь 60 лет спустя, в 1884 году, - что вдобавок яйцекладущее. Через 2 недели после спаривания самка откладывает 1—3 (обычно 2) яйца. Яйца утконоса похожи на яйца рептилий — они округлые, маленькие (11 мм в диаметре) и покрыты грязно-белой кожистой скорлупой. После откладки яйца слипаются между собой при помощи клейкой субстанции, которая покрывает их снаружи. Инкубация продолжается до 10 дней; во время насиживания самка редко покидает нору и обычно лежит, свернувшись вокруг яиц.

Утконос в детстве

Естествоиспытатель Беннет рассказывал о том, как ему удалось найти гнездо с тремя детенышами, которые были уже покрыты шерстью, и наблюдать их некоторое время. Детеныши, выходящие из яиц, малы, голы, слепы и беспомощны, как у ехидны и сумчатых. Клювы их коротки. В описанном выше гнезде Беннетмладший нашел двух молодых животных, которым было, вероятно, около одного месяца. Они лежали, свернувшись клубком, и прикрывали хвостом прижатый к брюху или спине клюв, а передней ногою — хвост. Детеныши имели в длину 5 см, были круглы и хорошо упитанны, серого цвета, голы и блестели, как бархат; глаза их были еще не вполне открыты. Маленькие животные отдыхали охотнее всего на спине и клали клюв на одну из передних ног, вытягивая другую. Если их беспокоили, то они шипели или пищали. "Когда мы нашли гнездо с детенышами, — говорит Беннет, — и посадили их на землю, они, хотя и стали бегать вокруг, но не делали таких страшных усилий спастись бегством, как старые. Туземцы, у которых при виде этих жирных молодых животных потекли слюнки изо рта, говорили, что этим детенышам было уже 8 месяцев, и прибавляли, что старые утконосы только вначале кормят молодых молоком, а потом насекомыми, мелкими моллюсками и илом. В своем помещении эти молодые животные принимали во время сна самые различные положения. Один свертывался, как собака, и плотно прикрывал клюв хвостом, другой лежал на спине, вытянув ноги, третий на боку или свернувшись клубком, как еж. Если им надоедало одно положение, они укладывались иначе, но охотнее всего свертывались клубком, причем клали передние лапы под клюв, сгибали голову к хвосту, скрещивали задние лапы над клювом и поднимали вверх хвост. Хотя они и были покрыты густым мехом, но все же любили тепло. Они позволяли мне дотрагиваться до шкуры, но не до клюва — новое доказательство его чувствительности."

Как утконос кормится

В воде утконос проводит до 10 часов в сутки, поскольку в день ему требуется съедать количество пищи, составляющее до четверти его собственного веса. Активен утконос ночью и в сумерках. Питается мелкими водными животными, взбаламучивая клювом ил на дне водоёма и ловя поднявшуюся живность. Наблюдали, как утконос, кормясь, переворачивает камни когтями или с помощью клюва. Поедает он ракообразных, червей, личинок насекомых; реже головастиков, моллюсков и водную растительность. Набрав пищу в защечные мешки, утконос поднимается на поверхность и, лежа на воде, перетирает её роговыми челюстями.

Особенности метаболизма

У утконоса примечательно низкий метаболизм по сравнению с другими млекопитающими; нормальная температура его тела — всего 32 °C. Однако при этом он прекрасно умеет регулировать температуру тела. Так, находясь в воде при 5 °C, утконос может в течение нескольких часов поддерживать нормальную температуру тела за счёт увеличения уровня метаболизма более чем в 3 раза.

Меховой мешок утконоса

Шкуру утконоса, почти не глядя, запихали в запасник Британского музея - вот, де, явная подделка, бобёр с пришитым утиным клювом. Мех утконоса состоит из густых, грубых волос ости темнобурого цвета с серебристобелым оттенком; под ними лежит очень мягкий сероватый подшерсток, похожий на подшерсток тюленя и морского бобра. На горле, груди и нижней стороне тела мех и волосы гораздо тоньше и шелковистее. Общий цвет ости рыжий или чернобурый, на нижней стороне грязный, сероватобелый, на подбородке у основания ног, на задней части брюха и у заднепроходного отверстия часто матовый, каштановобурый; узкое кольцо вокруг глаза белое или желтоватое. Верхняя сторона окрашена то светлее, то темнее. Ноги рыжеватобурые; клюв сверху черного цвета, снизу желтого и черного. Молодые животные отличаются от старых красивыми, тонкими, серебристобелыми волосами на нижней стороне хвоста и над самыми лапами. Мех, особенно мокрый, издает своеобразный рыбный запах, обусловливаемый, вероятно, маслянистым выделением. "Я не решился схватить его за шкуру; мех так рыхл, что кажется, будто животное заключено в толстый меховой мешок,"- писал естествоиспытатель Беннет.

Ехидна любопытствует

В завершение, несколько слов о ехидне, другом яйцекладущем млекопитающем. Вот описание очевидца. который сравнивает ехидну с маленьким танком. Ездит такой колючий «танчик» с носом-пушечкой по вольеру, и горючее у него не кончается. Очень необычна у ехидны спинка с жёлто-коричневыми короткими иголками, а также то, как сочленяются лапы с туловищем – почти под прямым углом, как, например, у варана. Из-за этого походка ехидн больше напоминает движения ящерицы, а не млекопитающего. Очень нравится им во всякие кучи зарываться (питаются они термитами): «подъедет» «танчик» к куче, и начинает в неё вбуравливаться. Через две минуты только толстая попка торчит. Потом и она исчезает. Снаружи заметно, как где-то «в глубине» происходит некое «возмущение пластов горных пород», после чего на поверхности появляется «ствол»-перископ. Понюхав им воздух, ехидна выкапывается, и опять начинает «ездить» между кустами... Замечательное создание!

Comments