Птицы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Птицы

Еще недавно считали, что самки видов, образующих устойчивые пары, – строгие моногамы по своим половым контактам. Однако в последние годы биохимическим методом было обнаружено, что у нескольких видов певчих птиц владелец гнезда, супруг, – довольно часто не генетический отец части или всех птенцов выводка; их отец – другой самец. То есть самка выбрала супруга по программе обеспечения благополучия для себя и потомства, но под влиянием программы поиска для потомства лучших генов заполучила их от другого самца. Пару с ним ей образовать не удалось, он был уже занят.

Известен и другой вариант поведения самок: даже при наличии холостых самцов с гнездовыми участками некоторые самки тем не менее выбирают уже занятого самца и устраиваются на краю его участка. Этот самец их оплодотворяет, но о потомстве не заботится, все делает одна самка. Кольцевание зябликов на Куршской косе показало, что самцы, обладающие двумя самками, – элитные как по своим качествам, так и по качествам своих участков, и их возраст – это возраст расцвета сил (3-5 лет).