Аргонавт, или бумажный кораблик | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Аргонавт, или бумажный кораблик

Argonauta argo - необыкновенный моллюск, живущий в поверхностных водах теплых морей. Раковины у самок-аргонавтов тончайшие, будто пергаментные. в ней аргонавты вынашивают свое потомство. Самки выглядят значительно привлекательнее самцов, последних нелегко заметить — они в 20 раз меньше самок. Самый крупный известный науке аргонавт-самец уместился бы на ногте большого пальца человека, в то время как общая длина самки может достигать 45 см при длине мантии 10 см.

Своеобразие аргонавтов проявляется особенно в пору размножения. В этот период одна из рук самца видоизменяется. Она развивается в особом мешке на голове, и кажется, что у незрелого самца лишь 7 рук. Зрелый гектокотиль каким-то, еще не выясненным, способом заполняется спермой из единственного созревающего в теле самца сперматофора, отрывается от тела при спаривании и, змеевидно извиваясь, заползает через воронку в мантийную полость самки. Там он довольно долго хранится — до выметывания самкой яиц; в этот момент он взрывается, и сперма, хранящаяся в нем, оплодотворяет яйца. Гектокотиль аргонавта внешне напоминает червя с двумя рядами «ножек» — недоразвитых присосок. Неудивительно, что в свое время натуралисты считали его паразитом, живущим в мантийной полости самки аргонавта.