Птицы Амазонии | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Птицы Амазонии

Краксы - Crax

Иначе называемые древесными курами. Древесный образ жизни для них – основной, большую часть времени они проводят в кронах, ловко перепрыгивая или попросту перебегая с ветки на ветку. А если воспользоваться крыльями необходимо – происходит этот так: птица не спеша забирается на самую верхушку дерева и прыгает оттуда, расправив свои короткие и сильно закругленные крылья. Летит она, разумеется, в первую очередь сверху вниз, но все же приземляется на нижние ветви, расположенные где-то в стороне от места старта. Потом опять залезает по веткам на вершину и опять прыгает. Гнезда древесные куры тоже вьют почти всегда на ветвях – этим они уже в корне отличаются от курообразных нашей страны, многие из которых деревьев тоже не избегают, но гнездятся всегда на земле.

Пенелопы - Penelope

Очень интересны и древесные куры с занятным названием пенелопы. Другое, местное их название - гуаны. Встречаются они от Мексики до Колумбии и Венесуэлы.

Этих относительно небольших (с мелкую домашнюю курицу) сереньких или темно-коричневых птиц отличает неоперенное горло серого, голубого или даже желто-красного цвета. Самки и самцы пенелоп окрашены одинаково от хохолка до кончика хвоста.

Пенелопа устраивает гнезда всегда высоко от земли, примерно на высоте 10 м, держится преимущественно на вершинах деревьев. Вне периода гнездования гуаны собираются в стайки, иногда очень значительные.

Тинаму - Tinamus, Crypturellus

Самый крупный вид отряда, длина до 50 см. Распространен во влажных тропических лесах восточных склонов Анд и южной части Амазонки. Населяет сухие и влажные леса, льяносы, пампу, в горы поднимается до высот 2900 м, придерживаясь участков ольхового криволесья. Сплошных лесных массивов избегает, более обычен на опушках. Любит купаться в воде, гнездо из опавших листьев устраивает у стволов деревьев.

Тинаму всеяден, помимо разнообразных растительных кормов поедает насекомых (в основном термитов), ящериц, лягушек, жаб, мелких грызунов, некрупных змей, в том числе и ядовитых.

Личинкоеды - Crotophaga

Это средних размеров птицы, длина тела которых достигает 33 см, причем почти половина приходится на большой закругленный хвост, состоящий только из 8 рулевых перьев. Оперение у личинкоеда черно-синее с фиолетовым оттенком.

В брачный период особенно часто можно слышать крик этой кукушки «ани-ани...», за который она и получила свое название.

Около десятка птиц, а иногда и больше строят себе одно общее гнездо. Гнездо устраивается на деревьях, чаще на высоте человеческого роста, располагается оно у ствола и поддерживается снизу несколькими боковыми ветвями. В это совместное гнездо самки откладывают яйца. В зависимости от числа птиц, выстроивших для себя гнездо, в нем бывает от 15—20 до 50 яиц. Насиживают эту огромную общую кладку одновременно несколько птиц, которых через определенный промежуток времени сменяют несколько других родителей, и так продолжается до вылупления птенцов.

Танагры - Calochaetes coccineus

Яркие лесные и кустарниковые птицы, которые в тропических лесах держатся в вершинах деревьев. Клюв во многом напоминает клюв вьюрко­вых птиц, однако он не такой мощный и позволя­ет танаграм поедать только мягкие семена, сочные плоды и насекомых. Гнёзда у них чашевидные, у некоторых крытые или в дуплах. Основ­ные гнездовые заботы ле­жат на самке; 1-5 пят­нистых яиц она насиживает в течение 12-18 суток. Выкармливают птенцов оба родителя.

Грифы - Coragyps, Cathartes

Одна из самых многочисленных хищных птиц Нового Света. В сотенные стаи собираются на свалках возле городов и поселков.

Гнездятся на скалах и на земле, в пещерах и больших дуплах, в заброшенных строениях и печных трубах.

Отмечены брачные игры: самцы то чинно прогуливаются за самками, то легкомысленно скачут по кругу.

Кормятся не только падалью и отбросами, но нередко ловят живую добычу: нелетных птенцов, молодняк зверей, крупных ящериц и т. п. В голодные времена поедают плоды масличной пальмы, спелые и загнивающие фрукты.

Дятлы - Dryocopus, Campephylus

Dryocopus

Дятлы поселяются в больших, непрерывно тянущихся лесах, по возможности в таких, где ее не беспокоят люди и где хоть изредка попадаются высокие и толстые деревья. Любимая их пища — муравьи. Роются в муравейниках, поедая как взрослых муравьев, так и их приплод. Изредка съедают птенцов у других дуплогнездников, пьют растительные соки.

Этот дятел долбит дерево 12 тысяч раз в день со скоростью 20 ударов в секунду. Для человека это эквивалентно удару лицом об стену на скорости 25,7 километра в час. Птица имеет прочный череп из "относительно губчатой" кости, особенно на затылке, а хрящ в основании нижней челюсти, присоединённой к черепу мощными мускулами, частично смягчает удары. Внутри черепа дятла почти нет цереброспинальной жидкости, а субарахноидальное пространство очень мало. Благодаря этому удары практически не воздействуют на мозг птицы.

Дополнительную защиту обеспечивает то, что мозг дятла относительно мал в сравнении с размерами птицы, а потому он более устойчив к сотрясениям. Таким образом Dryocopus pileatus может превращать в "молоток" всю массу своего тела, заботясь разве что о глазах, которые во время "долбёжки" закрываются утолщённой оболочкой. Эта сосудистая оболочка не только защищает глаза от разлетающихся обломков, но и действует как "ремень безопасности", не позволяющий глазам в буквальном смысле вылететь из головы. Ещё оболочка служит "подушкой безопасности": она быстро заполняется кровью, благодаря чему повышается внутриглазное давление и предотвращаются повреждения сетчатки.

Но необычнее всего у дятла язык: его спинка из надклювья проходит через правую ноздрю, потом между глазами, делится надвое.

Вилохвостые коршуны - Ictinia

Некрупные воздушные охотники с длинными острыми крыльями и вырезанным вилочкой хвостом.

Чаще всего вилохвостый охотится на летающих насекомых над кронами деревьев, совершает короткие броски с присад. Иногда хватает беспозвоночных, ящериц, мелких змей с ветвей или с поверхности земли.

Гнезда строит высоко в кронах, в кладке 1-2 яйца, инкубация - 32 дня, выкармливание - примерно месяц. У гнезда птицы очень агрессивны.

Совки - Otus choliba, Otus watsonii

Мелкие совы 20-24 см, массой 95-160 г, с короткими «ушками» и желтыми глазами. Встречаются серые, бурые и рыжие цветовые формы, а также смешанные типы окраса. Лицевой диск светло-серый, его контуры черные. Лицевой диск неполный, заметные «ушки» (пучки перьев по бокам головы), пальцы голые или с жёсткими щетинками. Сложенные крылья заходят за край хвоста. Преимущественно насекомоядные совы.

Колибри

Сюда относятся самые маленькие птицы мира, массой примерно 1,6 —1,8 г. Более крупные виды достигают размеров, ласточки.

Клюв у колибри тонкий и длинный, иногда очень длинный; иногда клюв превосходит по длине голову, шею и туловище птицы. Таким образом колибри оказывается самой длинноклювой птицей мира. Язык колибри представляет собой длинную тонкую трубочку с бахромкой на конце.

Из анатомических признаков следует упомянуть чрезвычайное развитие сердца: оно по объему почти втрое больше желудка и занимает половину полости тела. Это связано с большой подвижностью птиц и быстрым обменом веществ. Добавим, что красных кровяных шариков у колибри больше, чем у других птиц. Частота сокращений сердца у колибри чрезвычайно высока: у некоторых видов она доходит до 1000 в минуту.

Следует отметить своеобразное движение крыла колибри во время полета: плечевая кость не поднимается и не опускается, а вращается вокруг своей оси, и кончик крыла описывает удлиненную восьмерку. При этом крыло перекручивается, оборачиваясь то одной стороной вверх, то другой. Движутся крылья чрезвычайно быстро, так что наблюдатель видит только окружающее птицу легкое облачко и слышит легкий шум маленьких крыльев. Чем мельче колибри, тем число взмахов больше.

Козодои - Nyctidromus, Caprimulgus, Nyctiphrynus

Nyctidromus

Клюв короткий, но зато очень большой разрез рта, в углах которого твердые щетинки. Рас­крытый рот образует нечто вроде сачка, кото­рым козодои ловят на лету насекомых. Ноги у козодоев короткие, поэтому на земле они чувствуют себя очень неуверенно; пальцы ног слабые, некоторые виды не в состоянии охватить ими ветви деревьев и предпочитают сидеть на них вдоль. Если приглядеться к торчащим из воды корягам, то оказывается, что многие из них сплошь покрыты козодоями Nyctidromus, которые днем маскируются под сучки, а ночью ловят комаров, летая над водой, как чайки.

Это скромно окрашенная в се­ровато-бурый цвет птица размером с горлицу. Как и у всех «полуночников», у него большие глаза.

Весной самец издает монотонное урча­ние; иногда слышится резкое «кувык» или хлопанье крыльями. Два яйца козодоя, отло­женные прямо на землю без подстилки, имеют замечательную покровительственную окраску: они серые с неясными темными разводами. Кладка обычно два раза в году. Обеспокоен­ный козодой у гнезда принимает различные позы отвода, в том числе повисает в воздухе с бес­покойным квохтаньем

Козодои-потто - Nyctibius

Это крупная (длина тела около 35 см) птица в общем серого цвета с черными пятнами и полосками. Хвост длинный, ноги очень короткие.

Свое единственное белое с отметинами яйцо птица откладывает обычно в небольшое углубление на верху обломанного ствола дерева. Гнездо может быть совсем низко над землей, а иной раз на высоте до 15 м. Птица насиживает яйцо, находясь в вертикальном положении, и прикрывает его распушенными перьями груди.

Как и все исполинские козодои, серый козодой ведет одиночный ночной образ жизни. Нелегко его заметить в дневное время, когда он сидит неподвижно, напоминая сучок дерева. Когда птица спокойна, голова ее вытянута и закрытый клюв направлен вперед; но если она встревожена, то все тело ее напряжено и немного подано вперед, клюв приоткрыт и направлен прямо вверх. Можно, осторожно подойдя, иногда даже тронуть птицу.

Ест серый козодой насекомых, которых он ловит по ночам на манер мухоловок, т.е. сидит некоторое время спокойно на выступающей ветке, потом взлетает за добычей и опять возвращается на свой наблюдательный пункт. Основная пища его — жуки, перепончатокрылые, прямокрылые и т. п.

Особенно активен серый козодой в лунные ночи. Узнать о его присутствии можно иногда по его своеобразному отрывистому «лаю».

Хохлатые гарпии - Harpia harpyja

Harpia harpyja

Гарпия является самой сильной из всех хищных птиц. Длина тела этого орла от 90 до 110 см. Самка весит 7,5 — 9 кг, более мелкий самец 4-4,8 кг. Лапы у гарпии чрезвычайно большие и мощные, способные выдержать очень большой вес, пальцы вооружены очень длинными чёрными когтями.

Основной пищей гарпии являются ленивцы и обезьяны, а также все крупные и средние животные Южной Америки: агути, носухи, опоссумы, капибары и др. Кроме этого нападают гарпии на попугаев-ара. Из деревень гарпии часто таскают свиней и собак.

Гарпия гнездится в кроне высоких деревьев на высоте 50-75 м над землёй, часто возле воды. Широкое гнездо строит из толстых веток и выстилает листьями и мхом. Одно и то же гнездо используется парой по многу лет. Гнездятся гарпии через год. Самка откладывает, как правило, одно желтоватое яйцо. Птенцы развиваются очень медленно и долго находятся на попечении родителей. Возле гнезда взрослые птицы агрессивны, нападают на посторонних, смело прогоняя даже человека.

В возрасте 8-10 месяцев птенцы гарпии уже хорошо летают, однако кормиться самостоятельно всё равно не могут и дальше гнездового участка родителей не улетают. Могут голодать до 10-14 дней без вреда для себя.