Крокодил сиамский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Крокодил сиамский

Cиамский крокодил

Cиамский крокодил - Crocodylus siamensis - обитает в Брунее, Дар эс Саламе, Камбодже, на островах Индонезии  (Борнео, возможно, Ява), в Лаосе, Малайзии (Сабах, Саравак), Мианмаре (Бирме), Таиланде, Вьетнаме. Исчез из некоторых районов исторического ареала или же существует весьма малыми популяциями, практически неразмножающимися (Таиланд). Исчез или почти исчез из всех стран, исключая Камбоджу (где численность популяции составляет 50 - 4000 животных, причем данные нуждаются в уточнении). Малоизученный вид.

Сиамский крокодил обитает в медленнотекущих водоемах - болотах, по отмелям рек и в густой речной растительности. Может встречаться в реках и озерах, а также в прибрежных водах.

Сиамский крокодил относится к охраняемым видам, внесен в Приложение I Конвенции CITES и в Красную книгу IUCN по категории: CR A1ac (CRITICALLY ENDANGERED). Численность популяции оценивается свыше 5000 особей.

Самцы сиамского крокодила имеют 3-4 м в длину, однако большинство из них не превышают длину 3 м. Однако длинные гибриды сиамского крокодила с видом C. porosus могут достигать очень большой длины. Молодые крокодилы C. siamensis напоминают молодняк  светло-окрашенных C. porosus (золотисто-желтый фон с черными полосами на теле и хвосте), но взрослые особи имеют большее широкие морды и отличаются от родичей размером и формой чешуи на шее (горле).

Сиамский крокодил питается большей частью рыбой, также амфибиями, рептилиями, мелкими млекопитающими. Животные, содержавшиеся в неволе, достигали половой зрелости в возрасте 10 лет.

Сезон размножения приурочен к сезону дождей (апрель-май), в это время самка откладывает 20-50 яиц в гнездо на земле, которое охраняет в продолжение всего срока инкубации (80 дней). После этого самка разрывает гнездо и переносит детенышей к воде.

Главная причина сокращения численности сиамского крокодила - это деградация местообитаний, превращение болот в сельскохозяйственные угодья, а также отстрел животных, кожа которых используется в промышленности. В условиях содержания появилось много гибридов сиамского крокодила с C. porosus, поскольку гибриды больше размерами.
Существуют программы искусственного разведения сиамских крокодилов в Таиланде и интродуцирования их в природу. В качестве генетического материала часто используются гибриды, что нарушает чистоту крови вида.

В качестве отдельного вида C. raninus предлагают выделить сиамского крокодила, обитающего на острове Борнео, однако есть предположение, что он является видом C. porosus. Как бы то ни было имеющихся данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о видовой принадлежности крокодилов, которых в силу традиции причисляют к сиамским крокодилам.

По материалам сайта http://www.flmnh.ufl.edu/.