Крокодил новогвинейский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Крокодил новогвинейский

Новогвинейский крокодил

Новогвинейский крокодил - Crocodylus novaeguineae. Подвидов не описано, хотя Hall (1989) выявил морфологические отличия между северной и южной популяциями, географически изолированными друг от друга горнам хребтом между Ириан Джайя и Папуа Новой Гвинеей. Речь идет о числе чешуй на шее (у северной популяции их 4, у южной 4-6. Северные крокодилы устраивают гнезда в сезон засухи, южные - в сезон дождей.

Яйца у южных крокодилов крупнее, их число меньше, из них вылупляются  детеныши большей длины (до 5 см). Некоторые исследователи относят к виду новогвинейского крокодила и филиппинского C. n. Mindorensis, но большинство выделяют последнего в отдельный вид.

Новогвинейский крокодил обитает на Индонезии (Ириан Джайя), Папуа Новой Гвинее. Предположительно существовал на островах Ару, где вымер в настоящее время. Встречается в пресных источниках - болотах, заболоченных низменностях, редко заплывает в прибрежные воды, где обитает Crocodylus porosus. В дневное время укрывается в норах, откуда выползает погреться, ведет ночной образ жизни. Во время засухи уплывает в реки.

Это мелкий или средний крокодил: самец имеет длину 3,5 м, самка - 2,7 м, но обычно они мельче. Внешне похожи на вид C. siamensis, особенно в молодом возрасте. Морда узкая. Окраска буровато-серая с темными поперечными полосами на теле и хвосте, которые особенно отчетливы у молодых особей.

Новогвинейский крокодил выходит на охоту по ночам, питается рыбой, водными птицами, земноводными и рептилиями. Молодые крокодилы питаются водными беспозвоночными и насекомыми. Самки достигают половой зрелости при длине 1,6-2 м, самки - 2,5 м. В период размножения самки строят гнезда, через 2 недели после спаривания они откладывают яйца. Самки из северной популяции имеют в кладке 22- 45 яиц, которые откладывают в период засухи по берегам рек или на дрейфующие острова растительности. Самки южной популяции откладывают яйца с наступлением сезона дождей, кладки меньше, а яйца крупнее размером. Самки остаются вблизи гнезда, но не всегда активно обороняют его. Инкубация продолжается 80 дней. Самец и самка вместе разрывают гнездо и помогают молодым выйти на свет, а потом переносят их к воде.

Новогвинейский крокодил является охраняемым видом, включен в Приложение II  Конвенции CITES и в Красную книгу IUCN по категроии: LRlc (LOW RISK, LEAST CONCERN). Популяция оценивается в 50000-100000 особей и считается стабильной. Особый успеха охрана крокодилов имеет на Ириан Джае. Большие площади, пригодные для обитания и низкая плотность расселения людей благотворно сказывается на численности популяции. Кожа новогвинейского крокодила не обладает такой ценностью, как у вида C. porosus. Неконтролируемая охота и добыча яиц и детенышей для продажи в 1950 - 60-х гг. привела к истреблению вида, и с 1970-х правительство принимает ряд мер по защите новогвинейского крокодила.

По материалам сайта http://www.flmnh.ufl.edu/.