Семейство ·Туканы, ·тукановые, ·перцеяды - Ramphastidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Туканы, ·тукановые, ·перцеяды - Ramphastidae

Семейство Туканы, тукановые, перцеяды

Ramphastos toco Семейство Туканы, тукановые, перцеяды - Ramphastidae - являются  наиболее многочисленным семейством дятловых птиц  после дятлов. Они отличаются несоразмерно большим, хотя довольно легким клювом, пилообразно зубчатым по краям.

Это самые крупные представители отряда дятлообразных: большинство видов туканов больше вороны, а некоторые — с ворона. Туканы примечательны своей внешностью. Первое, что бросается в глаза при взгляде на них,— это несоразмерно большой, ярко окрашенный клюв. Длина его почти равна длине туловища птицы. Однако большой клюв не доставляет особых неудобств птице: он очень легкий из-за наличия в нем пневматических полостей. Края более или менее загнутого на конце вниз клюва пилообразно зазубрены, особенно велики зубцы у вершины клюва. Язык у этих птиц длинный, передняя часть его и края бахромчатые, что придает ему перистый вид. Кожа около углов рта и вокруг глаз не оперена и ярко окрашена, как и сам клюв. Окраска оперения у туканов контрастная. Обычно на основном угольно-черном фоне большей части оперения имеются разнообразные ослепительно яркие участки. Даже ноги и глаза этих птиц окрашены в яркие цвета. Есть туканы, расцвеченные настолько пестро, что они в этом отношении не уступают самым ярким попугаям.

Тем не менее туканы малозаметны среди лесной зелени, особенно когда они после кормежки спокойно сидят в кронах деревьев: можно подумать,, что из листвы выглядывает большая яркая бабочка или спелый плод. А мелкие, окрашенные в зеленый цвет туканы и вовсе незаметны.

Хвост у туканов, как правило, недлинный, прямо срезанный, состоит из 10 рулевых перьев. Но у некоторых видов он довольно длинный и ступенчатый, т. е. крайние рулевые перья самые короткие, следующие за ними длиннее и т. д., а средняя пара рулевых самая длинная. Короткие и широкие крылья имеют по 11 первостепенных маховых перьев. Ноги сильные и большие, четырехпалые, приспособленные для лазания по деревьям.

Летают туканы, особенно крупные виды, из-за своего неуклюжего и большого тела и громадного клюва довольно тяжело. Взлетев, птица набирает высоту, а затем планирует в нужном направлении, описывая в воздухе широкие круги. Летать на далекие расстояния эти птицы избегают. Туканы — моногамные птицы.

Гнездятся они в дуплах деревьев. Кладка состоит из 1—4 блестяще-белых, одинаково закругленных с обоих концов яиц. Кладку насиживают оба родителя. У мелких видов насиживание продолжается 2 недели, у крупных немного дольше. Птенцы вылупляются совершенно беспомощные, голые и слепые. В дупле они находятся от 6 до 8 недель.

Как и настоящие дятлы, они имеют в первые дни жизни так называемую пяточную мозоль. Клюв у туканят резко отличается от клюва взрослых птиц. Он у них плоский, причем нижняя челюсть несколько длиннее и шире, чем верхняя; это облегчает схватывание корма, бросаемого взрослыми птицами. Голос у разных видов туканов различен, но у всех птиц он громкий, резкий и пронзительный. Его можно сравнить либо с кваканьем лягушки, либо с тявканьем щенка. Почти все время туканы проводят в кронах больших деревьев, где они питаются плодами. Наблюдая за тем, как кормятся эти птицы, нетрудно понять роль и значение в их жизни клюва. Дело в том, что плоды, растущие на верхушках больших деревьев южноамериканских лесов, находятся преимущественно на кончиках тонких ветвей, в периферической части кроны. Веточки эти, и без того несущие тяжесть плодов, не могут выдержать крупной птицы. Летать же порхающим полетом и с воздуха срывать плоды, как это делают некоторые другие, более маленькие птицы, туканам не позволяют тяжелое тело и в общем слабые, плохо приспособленные к такой работе крылья. Вот тут-то и становится очевидным значение огромного клюва: с его помощью тукан может доставать и есть плоды,; не трогаясь с ветки, на которой он сидит. Зазубрины на клюве помогают птице удерживать и вскрывать плоды.

По повадкам туканы сильно отличаются от других дятловых птиц, зато имеют много сходства с воронами: они так же любопытны, сообща преследуют хищных птиц и собираются большими стаями, пытаясь оказать помощь раненому или схваченному хищником собрату. Туканы отличаются большой доверчивостью и понятливостью, а поэтому легко приручаются.

По роду пищи туканы — растительноядные птицы, питающиеся исключительно сочными плодами (например, бананами) и ягодами. Однако они могут есть также пауков и некоторых других беспозвоночных, изредка ящериц и даже мелких змей. Могут иногда и разбойничать — таскать из гнезд других птиц птенцов и яйца. В неволе они едят почти все, что им дают. Мясо, хлеб, сыр, каша, самые различные плоды, различные беспозвоночные, рыба, пресмыкающиеся, мелкие млекопитающие, семена и сочные травы, яйца — все проглатывается с жадностью.

В холодное время года в странах, где туканы распространены, местные жители усиленно охотятся на них из-за вкусного мяса, повсеместно употребляемого в пищу. Кроме того, красивые перья этих птиц, а также оранжевая шкурка с мелким оперением, снимаемая у многих видов с груди, используются как украшения. Ловят туканов и живьем с целью продажи их в качестве комнатных птиц: они быстро привыкают к людям и очень забавны. Туканы — оседлые птицы.

Туканы распространены  в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Крупные виды обитают в густых дождевых лесах низменностей, более мелкие поднимаются и довольно высоко в горы. К семейству туканов принадлежит 37 видов птиц, объединяемых в 6 родов. В тропических странах Америки наряду с попу­гаями принадлежат к числу самых обыкновенных птиц.

Род перцеядов - Rhamphastus -  ха­рактеризуется огромной величины клювом, сильными, высокими, длиннопалыми ногами, коротким, широким хвостом, небольшими крыльями; блестяще-черный цвет является основным цветом оперения, на котором выступают красные, белые или желтые пятна.

Самый крупный вид этого рода - боль­шой тукан, или токо Rhamphastus magnirostris, водящийся в возвышенных частях Ю. Аме­рики. В Сев. Америке его заменяет несколь­ко меньших размеров красноклювый перцеяд Rhamphastus erythrorhynchus; в бе­реговых же лесах Бразилии живет оран­жевый перцеяд Rhamphastus temminckii.

Перцеяды держатся обыкновенно высоко на верхушках больших деревьев; там они скачут по вершинам с большой ловкостью или, отдыхая, сидят на самых верхушках высоких стволов и испускают оттуда свои трещащие и свистящие звуки. Все виды без исключения могут считаться подвижными, веселыми, пугливыми, но и любопытными птицами. С чрезвычайной осторожностью они избегают людей, и подкрасться к ним уда­ется лишь очень опытным охотникам; они дразнят последних тем, что не отлетают от них далеко, но в известный момент улетают и всегда снова выбирают такие места, приближение к которым затрудни­тельно.

Воспитанные смолоду туканы принадлежат к числу занимательных пленников. «По образу жизни,— говорит Гумбольдт, и по нраву они напоминают ворон. Это смелые, легко приручаемые птицы; они обживаются в доме, крадут все, что могут захватить, часто купаются и охотно ловят рыбу на берегу реки».

Род ·Туканы, или ·перцеяды - Rhamphastos