Род ·Пищухи - Ochotona | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Пищухи - Ochotona

Род Пищухи - Ochotona

Включает 25 - 30 видов, окончательная систематизация пищух еще далека до завершения. В коллекциях музеев и университетов исследуют экземляры и устанавливают их принадлежность к новым видам, которые отличаются от уже имеющихся. Так, совсем недавно была выдена в самостоятельный вид пищуха Хофмана O. hoffmanni, туруханская пищуха и O. argentata. O. mitchelli, O. himalayana и O. lama можно считать тем же видом, что и O. roylei, а виды O. collaris и O. princeps подвидами O. alpina. O. collaris относят к подвиду O. princeps, но считают последнюю отличной от вида O. alpina. Hall (1981), а также Jones et al.(1986) выделяют O. princeps и O. collaris отдельными видами.

Все пищухи - это небольшие животные, которые не относятся к грызунам, как мыши, а являются близким родичем зайцев и кроликов, и их называют сеноставками. Черепах плоский,в формуле зубов прослеживается родство с другими зайцеобразными. Большинство пищух обитают в Азии, два вида - в Северной Америке, один вид - в Европе. Ископаемые останки свидетельствуют, что пищухи жили на земле еще 15 миллионов лет назад, и они проникли в Северную Америку из Сибири через современный Берингов пролив.

Длина тела пищухи вместе с головой составляет 125-300 мм, средняя величина большинства видов около 200 мм или меньше; масса колеблется от 125 до 300-350 г. Полового диморфизма нет, различить самца и самку их внешне сложно. Мех длинный, густой, мягкий. Окрас большинства видов пищух серовато-бурый, на спинке темнее, на брюхе - светлее. Есть виды (их около восьми) рыжего цвета (из них четыре вида ярко оранжевые). Многие пищухи меняют окрас в зависимости от сезона: летний мех ярче, имеет желтовато-рыжий тон, зимний - серый. Хвосты у них большей частью отсутствуют, уши круглые. Пищуха захлопывает уши во время крика, ее череп в это время испытывает сильное сотрясение. Конечности короткие, задние и передние лапы почти равной длины. Подошвы лап, как правило, сильно опушены, на пальцах (числом 5 - на передних лапах, 4 - на задних) мелкие изогнутые когти. Самка имеет 4-6 сосков.

Пищухи обитают в горных районах Центральной и Северной Азии, а также в Северной Америке, в Центральной Азии они встречаются на максимальной высоте. Две трети всех видов пищух живут в степях и горных равнинах. Большинство видов пищух (род Ochotona), как и сурков, связано с горными системами, они встречаются в холмистых районах (казахский мелкосопочник), 2 вида - в степях. Пищухи населяют зональные степи от Волги до Кореи. Наиболее широк ареал северной пищухи (O. hyperborea). Замечательная особенность пищух - запасание сена.

Зимней спячки у пищух нет и они вынуждены запасать на зиму корм. В конце лета и осенью животные срезают (скусывают) траву и выкладывают ее для просушки. Получившееся сено пищухи собирают в стожки, а зимой понемногу их подъедают. Социальные организации у разных видов пищух отличаются друг от друга: пищухи могут жить крупными колониями или по одиночке. Численность пищух подвержена резким колебаниям: вследствие неблагоприятных условий (болезни, суровая зима) они вымирают на огромных территориях, а потом наращивают поголовье. При небольшой численности они живут по одиночке, а потом, когда их число вырастает, - колониями.

Горные пищухи живут большей частью по одиночке, иногда семьями и небольшими семейными колониями. Живущая в Европе степная пищуха O. pusilla живут большими колониями. В некоторых случаях колонии состоят из самостоятельных небольших семей или одиночек, которые сосредотачиваются в местах, богатых пищевыми ресурсами. Норы пищухи O. pallasi, например, могут располагаться всего в трех-четырех метрах друг от друга, самцы агрессивны и нападают на нарушителей границ. Пищуха O. macrotis совсем не территориальна. Fulk и Khokhar (1980) сообщают, что самцы и самки у вида O. rufescens живут по одиночке в начале лета, когда самки уже обзавелись детенышами. O. curzoniae имеет развитую социальную структуру. Эти пищухи живут моногамными семьями, состоящими из пары взрослых самца и самки, молодых пищух первого помета и младших детенышей второго помета. Территория владений составляет в среднем 1113 кв. м.

Азиатские горные пищухи живут парами или небольшими семьями, они более территориальны и селятся в удалении друг от друга. Североамериканские пищухи O. collaris и O. princeps представляют совершенно иную картину социальной организации. Самец и самка живут поодиночке большую часть года и строго придерживаются своих территориальных владений, которые они обороняют от других пищух вне зависимости от пола. Владения располагаются в районе выхода скал и распространяются на кормовой участок с густой растительностью. По соседству располагаются представители противоположных полов. С наступлением весны самец пищухи расширяет границы своих владений, занимая территорию живущей по соседству самки, и в течение некоторого времени пара обороняет участок совместными усилиями. Позже, по мере того, как наступает пора заготавливать сено в стожки, самки начинают проявлять агрессивность к самцам, и пара разбегается, возвращаясь в пределы своих прежних владений. По мере того, как молодые пищухи подрастают, матери выгоняют их со своей территории, и молодые рассеиваются среди популяции пищух, пополняя поголовье. В это время достигает апогеи деятельность по заготовлению сена, пищухи становятся агрессивны к чужакам. Расстояние между стожками составляет 25-30 м. Стычки между пищухами случаются довольно часто, и в поле встречаются много животных со следами ранений.

Пищухи метят территории в то время, как трутся о камни щекой, где у них находятся пахучие железы. Увидеть пищуху несложно, гораздо легче, чем сурка или суслика. Конечно, если вы будете ходить по дороге, вы ее не увидите, потому что пищухи не селятся вдоль дорог. А вот разглядеть пищух в зарослях кустарника - задача не из легких. Зато их хорошо слышно. Песню степной пищухи O. pusilla слышно за километр. Пищухи постоянно перекликаются резким свистом, напоминающим птичий крик "пень-пень", "пью-пью", другие крики напоминают лай. У вида O. princeps различают три вида криков: пронзительный короткий - предупреждающий об опасности; песня самцов в брачный период, который также иногда издают самки при охране своих владений; верещанье детенышей, на которых нападают старшие животные. У азиатских пищух криков больше (Никольский А.А.,1998-2000).

Популяции O. curzoniae отличаются более высокой плодовитостью по сравнинию с O. pusilla. Ниже приведены цифры плотности популяции вида O. pusilla, например, селятся с плотностью 0.1/га - 80/га., а вида O. pallasi имеют более высокую цифру - до 100/га. Оговоримся, что они вызывают споры, поскольку эти цифры представляются явно завышенными. Обычная цифра - 4 пищухи на га. Smith et al. (1986) установил, что максимальная плотность расселения степных пищух достигает 300/гa. Fulk и Khokhar (1980) определили, что популяции вида O. rufescens расселяется с плотностью 23-70 на гa в Северном Пакистане. Горные пищухи расселяются с плотностью не выше 20/га. Вот некоторые цифры, опубликованные Smith: O. roylei, 6-18 на га.; O. rutila, 12-20 на гa.; O. alpina, 2-30 на га. Для североамериканских пищух O. collaris и O. princeps средние цифры - 15/га, но по сведениям Millar (1974) на 1 га в Альберте встречается 4-22 пищухи вида O. hrinceps, а на 1 га на Аляске, по сведениям Broadbooks (1965), найдено около 24 пищух O. collaris (максимальная цифра).

Пищухи размножаются 1-3 раза за сезон, причем период размножения у них растянут. Самки приносят, как правило, один, редко - два помета с апреля по конец июля, в особо изобильные кормом годы степные пищухи приносят по 3 помета в год (предполагаемые сведения), в каждом помете 1-13 детенышей. Большинство детенышей появляются на свет в период с мая по июль. Поскольку пищухи населяют удаленные и необитаемые человеком районы, популяции редко вступают в конфликт с человеком.

Пищухи обитают на открытых пространствах - степях, плато и степных равнинах в непосредственной близости выхода горных пород. Некоторые популяции населяют леса и прячутся под поваленными деревьями и в норах между корнями деревьев. Пищухи видов O. dauurica и O. pusilla населяют кустарниковые равнины, пустыни и степи, они роют норы в земле. Пищухи видов O. pallasi и O. rufescens иногда занимают чужие норы, выкопанные в земле, но гораздо чаще селятся в местах выхода скальных пород. Некоторые виды встречаются во влажных лесных районах, они живут в норах у подножьев деревьев или под павшими стволами. Североамериканские пищухи видов O. collaris and O. princeps встречаются исключительно в местах выхода скальных пород. Индивидуальный участок пищухи включает часть скалистого участка с норами и участок луга с травой, кормовую территорию. Huntly, Smith и Ivins (1986) установили, что пищуха O. princeps заходит на луг не далее 2,19 м, когда она пасется, но углубляется на 7,49 м, когда приходит пора заготавливать сено в стожках. По данным Layne (1967), пищухи Северной Америки встречаются на высоте от 90 до 4100 м над уровнем моря. На Аляске пищухи встречаются на высоте уровня моря в северной тундре, а в горных районах расселяются в пределах высот от 2500 до 6000 м над уровнем моря.

Пищухи передвигаются галопом, как и зайцы, это аллюр, при котором все ноги отрываются от земли, передние и задние приземляются примерно в одной точке. Следы пищух и зайцев на снегу одинаковы. Пищухи ведут дневной образ жизни, не впадают в спячку на зиму и стойко переносят суровую зиму. Недавно открыт один вид O. iliensis, ведущий ночной образ жизни. Пищухи активны в любое время суток, но пик активности приходится на раннее утро и вечер, при этом они более деятельны в пасмурные дни, избегают яркого солнца. В период запасания сена, когда еще тепло, активность пищух растягивается и на время первой половины ночи.

Замечено, что в солнечные зимние дни пищухи выходят принимать солнечные ванны при температуре воздуха -17° C. С наступлением теплых дней они часто принимают ванны на камнях, их в это время заметить просто, потому что окраска пищух сливается с камнями. На Хоккайдо пищухи вида O. hyperborea развивают активную деятельность, передвигаясь по снегу, когда его высота достигает 20-30 см, при этом пользуясь тоннелями в толще снега.

Питаются пищухи травянистыми растениями, грибами, существует мнение, что дополнением к вегетарианскому рациону служит пища животного происхождения (особенно у горных пищух). Некоторые пищухи все лето до осени ставят стожки на солнечных местах, защищенных от ветра каменными плоскими камнями, в стожках пищухи запасают траву, веточки цветущих и древесных растений на зиму, и в общей массе стожки одной пищухи могут весить 20 кг. Иногда пищуха может своровать охапку из стожка своего соседа, которая частенька составляет полстожка. Владелец стожка смотрит на это совершенно спокойно и продолжает носить сено к ограбленному стожку, но, когда сосед убежит от своего стожка, он проведает чужой стожок и унесет свою охапку обратно. Пищухи не дерут из-за стожков, все их конфликты - из-за территории. Когда пищуха видит на своем индивидуальном участке пришельца, начинается короткая погоня, и пришелец изгоняется. Интересно наблюдать за пищухами, когда они встают на задние лапы и начинают боксировать, все это сопровождается громкими звуками, словно слоны дерутся, но это случается крайне редко. На юго-западе Альберты, по наблюдениям Millar и Zwickel (1972b), заготовка сена в стожки продолжается с июня по октябрь с наибольшей интенсивностью - в августе. Пищухи ставят много - пять или шесть маленьких стожков, иногда их число бывает сорок. Стожки можно увидеть и под кедрами, крона которого защищает от дождя и ветра, иногда стожки пищуха может спрятать под корень. Стожки съедают красные полевки и маралы, которые в буквальном смысле живут на стожках пищух. К сентябрю вес стожков достигает 400-6000 г. Только некоторые пищухи собирают достаточный запас на зиму. Они продолжают активный образ жизни в поисках пищи и зимой, поедая растения, которые остались на корню. Сено служит лишь дополнением к рациону, но не потому что его собрано недостаточно. Напротив, пищухи собирают его в избытке, но не съедают его, иногда просто про них забывая. Таковы особенности их поведения, им нравится собирать стожки. Весной они едят свои стожки только в случае бескормицы.

Некоторые пищухи из Центральной Азии сена не запасают вообще (O. roylei и O. macrotis), потому что растительность в горных районах доступна на протяжении круглого года. Не исключена возможность, что эти пищухи просто хорошо прячут свои запасы. Пищухи, живущие в лесистых районах, могут залезать на деревья, но на очень маленькие и тонкие. Иногда пищухам приходится залезать на дерево на высоту полтора метра, чтобы срезать нужный побег. Траву и листья они иногда, но не всегда раскладывают на ветру для просушки. После дождя пищухи практически всегда возвращаются к своему стожку, чтобы перевернуть его. В Вашингтоне Broadbooks (1965) наблюдал, что пищухи O. princeps собирают растительный материал, причем по мере приближения к осени энергия пищух возрастала. Днем пищухи свежие листья раскладывали на холме конической формы и высушивали их на солнце, слой сухой массы достигал высоты 600 мм. За время с 06.45 до 07.45 одна из пищух перенесла 15 охапок сена. Большинство стожков находилось на земле и не было унесено в укрытие на зимнее время. Множество мелких охапок (на одну или две порции из рациона пищухи) было спрятано в скалистых пещерках, но большая часть сена была собрана в главном стожке.

В случае приближении врага (ястребов, сов, горностая, соболей) пищухи скрываются в норах или укрываются в расщелинах у подножья скал. Горностай - наиболее опасный преследователь, потому что малые размеры этого хищника позволяют ему следовать за пищухой в норку, от него пищуха удирает стремглав с дикими воплями. Соболь - страшный враг пищух. Там, где встречается много соболей, пищухи угнетены и найти их практически невозможно. Подобно зайцам и кроликам, пищухи съедают некоторую часть своих экскрементов, чтобы переварить содержащуюся в них клетчатку. По мнению некоторых исследований, этот помет содержат витамины.

Выражаем благодарность Андрею Лисовскому (Зоологический музей МГУ) за консультацию.

По материалам сайтов http://animaldiversity.ummz.umich.edu/, http://www.press.jhu.edu/, http://www.geobop.com/, http://www2p.biglobe.ne.jp/, http://www.ualberta.ca/ и http://www.press.jhu.edu/.