Сова ушастая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Сова ушастая

Ушастая сова

Ушастая сова - Asio otus -  встречается в северном полушарии, повсеместно распространен от Западной Европы, на Азорских островах и в Северной Африке, по всей Европе и Азии до Китая и Японии, на юге - до Египта, Пакистана, Северной Индии и Южного Китая. Обитает на всей территории России. В Северной Америке встречается по всей зоне умеренного климата вплоть до Северной Мексики. Изолированные популяции находятся в Северной и Восточной Африке.

Длина тела ушастой совы 35-40 см. Самки крупнее самцов, масса первых составляет 260-435 г, вторых - 220-305 г. Размах крыльев 90-100 см. Телосложение стройное, изящнее, чем у других североамериканских сов. В случае опасности сова вытягивается, сжимает перья и замирает, сливаясь с ветками дерева. Крылья длинные, округлой формы, в положении сидя они перекрывают друг друга на спине у птицы. Хвосттакжедлинный. Головакрупная, вытянутапоформе, «ушки» длинные, черногоцвета, расположеныблизкодругкдругуиприполетептицыневидимы.Окраскасеровато-бураясвертикальнымиполосками. Лицевой диск окрашен светлее тела благодаря белым «бровям» и белому пятну ниже клюва. Сам клюв черный. Самкиобычнотемнеесамцов. Окраскарадужиныглазварьируется: усевероамериканскихптицонажелтая, уптицЕвразии -оранжевая. Птенцыимеютбелыйпуховойнаряд, которыйпозжесменяетсярыжимопереньем. В возрасте 10 недель они приобретают оперенье, которое похоже на взрослое, только перья у молодых птиц мягкие и они лежат рыхло, а не гладко.

Ушастая сова охотится преимущественно по ночам на открытых равнинах. Во время гнездового сезона она выходит на охоту  еще перед закатом солнца. Это активный хищник, который преследует добычу, ориентируясь по звукам, которые издает жертва, даже при полной темноте. Большую часть добычи находит на земле или среди низких зарослей растительности. В Европе основную часть рациона составляют мыши-полевки, в Северной Америке 80-90% добычи - это мыши, кроты, земляные белки и другие мелкие грызуны. Сова редко нападает на мелких птиц, мелких змей и насекомых. Успех охоты зависит во многом от погоды, в дождь и при сильном ветре она редко бывает успешной.

Итальянские ученые установили, что во время сильных снегопадов совы начинают охотится на мелких птиц. Жертву оглушают ударом клюва в затылочную долю черепа, после чего ее заглатывают целиком. Иногда части добычи совы оставляют несъеденными - это крылья птиц.

Ушастые совы моногамны, полигамия наблюдается крайне редко. Пары начинают образовываться зимой, сезон размножения происходит с февраля по июль с пиком с марта по середину апреля. Брачное поведение самца включает песню, которой он призывает самку, а также облет своей избранницы зигзагами, во время которого он демонстрирует себя. Налетавшись, самец усаживается на ветку и начинает распускать и подбирать крылья. Если самка принимает ухаживанье, она нагибается перед ним с опущенными крыльями. После этого самец подлетает к самке и спаривается, процесс спаривания длится 3 секунды. До или после спаривания самец и самка чистят друг другу перья на голове.

Совы гнездятся на деревьях, часто используя брошенные гнезда голубей или хищных птиц. Иногда они могут построить свое собственное гнездо или воспользоваться чужим гнездом на земле, однако это не является обычной практикой. Во время ухаживания самец показывает самке места, удобные с его точки зрения для гнездования, а та по очереди залетает в потенциальные гнезда и сидит там перед тем, как приступить к кладке в каком-либо одном месте. После насиживания 26-28 дней она откладывает 3-10 белых гладких яиц, в среднем их обычно бывает 4-5. Самка никогда не оставляет яйца непокрытыми в течение дня, только ночью улетая на короткое время. Самец в это время кормит самку и птенцов. Молодые совы покидают гнездо в возрасте 21 день, хотя они все еще неспособны летать (в это время они ползают в пределах соседних с гнездом веток). Короткие полеты они совершают начиная с 35-дневного возраста. В размножение совы вступают в возрасте 1 года.

Длинноухие совы подпускают к себе человека на расстояние до 2 м. Во время брачного сезона совы часто встречаются группами в 2-20 птиц, хотя наблюдались сборища численностью до 100 особей. Некоторые совы мигрируют зимой на большие расстояния, но многие и на зиму остаются в пределах своей гнездовой территории. Сообщения из Северной Европы позволяют сделать вывод о том, что периодическая миграция сов связана с изменением численности мышевидных, которые составляют основную часть их рациона. В США отмечены регулярные миграции сов в весенне-осенний период.

Большуючастьгодасовымолчаливыикричаттольковпериодразмножения. Ихвидовойклич -тихоеуханьеиодиночныекрики. Ввозбужденномсостояниисова -каксамец, такисамка - издаетрезкиекрикиилисвистит. Родители активны при обороне гнезда с птенцами, при этом они издают хриплые крики. Существует и угрожающий крик, который сова часто издает в случае приближения человека или хищника, и редко - в отношении сородичей. Совы не территориальны в отношении своих охотничьих владений и агрессивны лишь при обороне гнезда.

Ушастые совы встречаются в открытых лесах или густой растительности, которая граничит с открытыми лугами и полями, в тайге и заболоченной местности. Часто обитает в лесных поясах вдоль полей или пустынь.

Поскольку совы питаются мышевидными грызунами, они могут отравиться пестицидами, которыми обрабатывают поля. Многосовпогибаютврезультатеавтодорожногодвижения. В местах своего обитания являются обычным видом.

Известны 6 подвидов Asio otus ; популяция на Магадаскаре считается отдельным видом.

Asio otusotus - Азорские острова, Северо-Западная Африка, от Западной Европы до Китая, Японии и Сахалина. Зимует в Египте, Пакистане, Северной Индии и южном Китае;
Asio otus
canariensis - Канарские острова;
Asio otus
.wilsonianus - Северная Америка от Британской Колумбии до Калифорнии, включая ньюфаундленд и Северную Каролину. Зимует в Джорджии, Техасе и Мексике.

По материалам сайтов http://animaldiversity.ummz.umich.edu/ и http://www.owls.org/.

Крик