Птица 2017 года - Буроголовая гаичка (Пухляк) | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Птица 2017 года - Буроголовая гаичка (Пухляк)

Птица 2018 года - Буроголовая гаичка (Пухляк)

Эта птичка получила свое имя за манеру сильно распушать оперение в холодную погоду.

Пухляк - некрупная, большеголовая, довольно длиннохвостая синица длиной 12-14 см, массой 9-14 г и размахом крыльев 16-22 см. Верх однотонный, серовато-бурый, часто с широкими светлыми каймами на маховых перьях, низ белесый, щеки белые, есть небольшое темное горловое пятно. Шапочка черная (поэтому название “буроголовая гаичка” неудачно), простирается до передней части спины.

Песенка самца - короткая и звонкая. Помимо обычных синичьих позывок характерно специфичное “ци-джээ-джээ” или “ци-ци-гее”, с понижением на последнем, жужжащем и немного гнусавом слоге. Есть в репертуаре и бодрые булькающие трельки, песня — ноющие протяжные свисты “тью-тью-тью”.

Птица хвойной и смешанной тайги, охватывает лесную зону Евразии от Британии и Франции до Чукотки, Камчатки, Сахалина, Курил, Японии и Манчжурии. Эта самая многочисленная из синиц Средней Сибири. Не гнездится она Кавказе, в Крыму, на Ближнем Востоке. На севере достигает лесотундр и даже южных тундр, на юге - степной зоны. Предпочитает леса таежного типа, часто селится в заболоченных лесных поймах.

Начало гнездования пухляка приходится на апрель- май. Дупло пара выдалбливает и выщипывает себе сама, обычно в подгнившем стволе осины, березы, ольхи не выше 2 м от земли. На эту работу птицы тратят от 4 до 12 дней. Иногда пользуется естественными дуплами в лиственницах или селится в дуплах мелких дятлов. Дуплянки и синичники занимает крайне редко. В кладке обычно 6—8 яиц, 2 выводка в сезоне бывают только в виде исключения. Во второй половине лета взрослые птицы с выводками присоединяются к кочующим смешанным стайкам. Осенью происходит широкая дисперсия молодых птиц, к зиме они обычно оседают на участках, образуют пары, но часть птиц участвует в зимних кочевках, порой довольно протяженных. Оседлые птицы зимой держатся обычно парами.

Во внегнездовой период в рационе большое место занимают семена хвойных деревьев, птицы устраивают множество мелких тайников, крупные кладовые с семенами встречаются редко. По сравнению с большаками и лазоревками, даже московками пухляк меньше тяготеет к антропогенным ландшафтам, реже появляется в населенных пунктах. Максимальный известный возраст — 9 лет.

Статья о Буроголовой гаичке на Апусе: Буроголовая гаичка (Пухляк)