Птица 2014 года - Черный стриж | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Птица 2014 года - Черный стриж

В 2014 г. птицей года выбран чёрный стриж. Это один из лучших летунов среди птиц. Большую часть своей жизни он проводит в полёте и может пролететь в день до 1800 км.

В России обитает четыре вида стрижей. Самый обычный и широко известный из них – чёрный стриж, который населяет территорию Российской Федерации от западных границ до Бурятии. Именно этот стриж населяет Москву, Санкт-Петербург и другие города Европейской России и южной части Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке его замещает белопоясный стриж, ареал которого в Якутии заходит за Полярный Круг. Белобрюхий стриж в России заселяет Кавказ, а иглохвостый стриж – юг Восточной Сибири и Дальнего Востока. Последний вид – самый быстрый из всех стрижей и одна из самых быстрых птиц в мире.

Чёрный стриж – один из пяти вестников весны, возвращение которых с мест зимовок регистрируется в рамках международного интернетпроекта «Весна идёт!». В Евразии взрослые и дети наблюдают за этими птицами и заносят информацию о своих первых встречах с ними на сайт проекта. Россия – активный участник проекта «Весна идёт!», в последние годы наша страна лидирует по числу сообщений на этом сайте.

Чёрный стриж хорошо приспособился к жизни рядом с человеком. В природе он гнездится в расщелинах скал, в старых дуплистых деревьях, а в населенных пунктах - под карнизами, крышами, в разнообразных нишах высотных зданий. Эта птица давно уже стала городским жителем и, казалось бы, не нуждается в помощи человека. Однако в ходе реконструкции зданий зачастую ниши заделываются, и стрижам становится негде строить гнёзда. Один из путей решения проблемы – изготовление искусственных гнездовий. Стрижи охотно заселяют обыкновенные скворечники; для этих птиц также сооружают и специальные домики – «стрижатники».

Ещё одна «стрижиная проблема» – их птенцы нередко преждевременно покидают гнёзда, ещё не умея летать. Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слетках, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнёзд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придёт ему на помощь. Выкормить такого стрижёнка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное.

На Апусе: Стриж обыкновенный, или черный стриж